СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

175 степенное образование этой системы способствует тому, что все процессы в организме совершаются наилучшим образом и работоспособность достигает наивысшего уровня. Нарушение динамического стереотипа по Павлову может приводить к болезненным явлениям – старый, привычный динамический стереотип сломан и имеются трудности в установке нового. И. М. Сеченов определил природу произвольных движений как обусловленную воздействием внешней среды. Он даёт определение произвольным движениям, как привычным движениям, заученным под влиянием жизненных потребностей. И. П. Пав- лов научно обосновал представления Сеченова о произвольных движениях в статье «Физиологических механизм так называемых произвольных движений», где определя- ет их природу как условно-рефлекторную. Ученый пишет: «Клетки двигательного ана- лизатора…. Связываются со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внутренних процессов организма. Это и есть физиологическое обоснование для так называемой производительности движений, т. е. обусловленности их суммарной деятельностью коры» [3, с.554]. И. П. Павлов в своих работах показал, что выбор средств и методов физического воспитания и спортивной тренировки должен определяться типом высшей нервной дея- тельности спортсмена (1 – возбудимый, «безудержный»; 2 – сильный, уравновешенный, подвижный, «живой»; 3 – сильный уравновешенный, «спокойный»; 4 – слабый тип). Профессор А.Н. Крестовников в 1936 г. исследовал тип высшей нервной деятель- ности у 163 сильнейших легкоатлетов страны, находившихся на учебно-тренировочном сборе. Среди них он не обнаружил представителей безудержного и слабого типа, а только сильных уравновешенных типов. Это может быть результатом длительного физического воспитания. Только представители сильных уравновешенных типов спо- собны к длительной и упорной тренировке, только они могут настойчиво и упорно пре- одолевать возникающие на их пути трудности и уравновешивать излишнюю возбуди- мость в период соревнований. Такое сочетание качеств даёт возможность показывать на соревнованиях высокие спортивные результаты. Сильный безудержный тип, доби- ваясь часто лучших результатов в процессе тренировки, на соревнованиях выступает ниже своих возможностях из-за чрезмерно повышенной возбудимости. И. П. Павлов подчеркивает, что этот тип способен дисциплинироваться в очень значительной мере. Практика физического воспитания знает примеры такого дисциплинирования. В общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи, колледжи, вузы) особенно важно пользоваться физической культурой и спортом как средством воспитания темпе- рамента и характера. Для этого необходимо индивидуально подходить к каждому ре- бенку, воспитывать у него волю и силу характера. Выбор средств и методов физическо- го воспитания и спортивной тренировки должен определяться типом высшей нервной деятельности обучающегося. Учение академика И. П. Павлова по праву признано естественно-научной основой физического воспитания, так как оно определило следующее: 1. открыло путь к изучению основных вопросов физиологии физических упраж- нений; 2. раскрыло сущность основных явлений (стартовое состояние, двигательный на- вык), как условно-рефлекторных реакций, вырабатывающихся в процессе тренировки; 3. обосновало необходимость соблюдения спортсменами режима тренировок и упорядочения всего образа жизни; 4. объяснило роль индивидуальности спортсмена в достижении спортивной ква- лификации; 5. дало плодотворные методы изучения функций человеческого организма и от- крыло безграничные возможности совершенствования не только отдельных функций, но и самого человека в целом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=