СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

173 Итоги многочисленных исследований изложены в двух книгах ученого: «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1926) и в сборнике докладов лекций, статей и речей «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей деятельности (поведения) животных – условные рефлексы», вышедшем при жизни Ивана Петровича в шести изданиях [2]. В 1932 г. ученые всего мира на XIV Международном конгрессе физиологов присвоили Павлову почетное звание «Старейшина физиологов мира», чем признали его первым среди физиологов всего мира. И.П. Павлов придавал большое значение физическому воспитанию. Физиологию физических упражнений изучали и до него, но недостатком большинства исследований являлось то, что они рассматривали работающий человеческий организм то как маши- ну, отдельные части которой движутся исключительно по законам механики, совер- шенно не задумываясь над вопросом, а что же приводит в действие эту машину, то изучались изменения в отдельных органах изолировано от всего организма, упускалось из виду подчинение этих органов мозгу. Исследователи – предшественники совершен- но забыли о роли мозга с его сложнейшей деятельностью в вопросах физического вос- питания и тренировки, которая управляет этой механикой. В описаниях так и говори- лось: тот или иной вид спорта влияет таким-то образом на дыхание, кровообращение, пищеварение и т. д. Учение академика Павлова дает единственно правильное понимание динамики физиологических процессов в их движении и развитии, обусловленных спортивной деятельностью человека и в свою очередь обусловливающих его способности к ним. Учение великого физиолога диалектически рассматривает не отдельные функции обособленных друг от друга частей, а физиологию целостного организма. Иван Петро- вич с полным правом писал: «Да, я рад, что вместе с Иваном Михайловичем Сечено- вым и полком моих дорогих сотрудников мы приобрели для могучей власти физиоло- гического исследования вместо половинчатого весь нераздельно животный организм. И это – целиком наша русская неоспоримая заслуга в мировой науке, в общей челове- ческой мысли» [4, с. 47]. К пониманию основных закономерностей спортивной деятельности человека да- ют ключ две главные идеи академика И.П. Павлова. Первая состоит в том, что дик- тующим фактором поведения является внешняя среда, как биологическая, так и в осо- бенности социальная. Высшая нервная деятельность (психика) человека формируется при непрерывном пересечении факторов внешней и внутренней среды организма (его природных данных). Вторая идея – всеми процессами в организме управляет кора го- ловного мозга, она подчиняет себе весь организм человека. Это орган, материальная деятельность которого порождает новое качество – субъективное отражение объектив- ной деятельности, называемое психическими процессами, психической деятельностью человека. Простейшим актом высшей нервной деятельности по Павлову является ус- ловный рефлекс. Эти важнейшие положения легли в основу вопросов физического воспитания и спортивной тренировки. С павловских позиций раскрыта природа состояния, пережи- того каждым спортсменом, состояния особого волнения и физиологических изменений в организме перед соревнованием – стартового состояния. Оно характеризуется изме- нениями функций организма спортсмена, которые возникают за некоторое время до начала соревнования или тренировки. Это состояние делится на предстартовое (может возникнуть за много суток до соревнования), стартовое – возникает на старте (длится несколько минут перед самым стартом). Стартовое состояние следует понимать как сложную условно-рефлекторную реакцию спортсмена, которая вырабатывается в ре- зультате его предшествующих тренировок, в результате образования у него в коре больших полушарий временных связей между обстановкой и другими внешними фак- торами соревнований, как условными раздражителями, и теми процессами, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=