СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
171 и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека [2]. Внимание всегда имеет сильную связь с другими психическими процессами, в частно- сти и базирующимися на двигательных действиях людей, их поведенческих актах, по- ступках. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения действительности, что является необходимым условием эффективности любой деятельности. На учебно-тренировочных занятиях преподавателем или спортсменом ставятся конкретные задачи, определяющие направленность сознания, внимание занимающихся. Эти задачи связаны с освоением спортивной техники, развитием физических, волевых качеств, разучиванием определенных тактических маневров, совершенствованием тех- нической подготовки спортсменов. Во время занятий спортом внимание взаимосвязано с таким психологическим мето- дом как наблюдение. Наблюдение – это целенаправленный процесс осмысленного воспри- ятия предметов и явлений [2]. Главными предметами восприятия для спортсменов являют- ся они сами и их противники. В процесс наблюдения обязательно включено внимание. Оно характеризуется высокой устойчивостью и в зависимости от особенностей предмета наблюдения другими свойствами: сосредоточенностью, распределенностью, переключае- мостью. Регулярное упражнение в наблюдении за противником, партнером по команде, за самим собой и динамикой на занятиях развивает такие свойства личности как наблюда- тельность и внимательность. Наблюдательность – умение подмечать малозаметные при- знаки и особенности предметов и явлений, имеющие значения для познания их сущности [2]. Внимательность – неотъемлемая сторона наблюдательности представляет собой изби- рательную направленность сознания на предмет наблюдения [2]. Процесс наблюдения на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях является основой в познании спортсменом самого себя, партнеров и особенно соперников с целью предсказания их тактических замыслов и реализации собственных тактических действий. Так, в исследования, проведенных во время тренировки борцов, установлена важность создания на основе наблюдения образа противника. В структуру образа входят знания о технике, тактике, манере ведения поединка, опытности борца и уровня развития его фи- зических качеств. В оценке перечисленных параметров больше всего затруднений вызы- вают эмоционально-волевые особенности, и чем сильнее, тем ниже спортивная квалифи- кация оценивающегося борца. Составленный на основе наблюдений образ противника соотносится с представлением спортсмена о самом себе. Это позволяет тактически спла- нировать действия в предстоящем противоборстве. Ориентирами при наблюдении за со- перником с целью предугадать его конкретные намерения в процессе соревновательной и тренировочной деятельности могут служить статические признаки (поза, дистанция и т. д.); динамические (сила, скорость, ритм, темп действий), функциональные (характер дыхания, своевременность реакции, мимика), результативные (активность, число удачных и неудачных действий). На основании такой текущей информации в тактические действия вносятся корректировки во время тренировок и соревнований. Очевидно, как велика роль внимания и наблюдения на занятиях физической куль- турой и спортом. С помощью их развиваются такие важные качества личности спорт- смена, как наблюдательность и внимательность, которые в свою очередь связаны с развитием тактического мышления спортсменов, что необходимо при согласовании собственных действий с действиями партнеров по команде. Литература 1. Пуни, А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте / А. Ц. Пуни.– М.: Физкультура и спорт, 1969. 2. Психология: Учеб. для институтов физ. культ. / Под ред. В. М. Мельникова.– М.: Физкультура и спорт, 1987. 3. https://medinfo.social/
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=