СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

169 образом, мы видим, что верховая езда в полном мере развивает координацию движения и раскрывает непрерывную взаимосвязь между человеком и лошадью на протяжении всей тренировки. В-пятых, стоит обратить внимание еще на один важный психологический аспект влияния лошади на человека. В процессе взаимодействия человек всегда искренен и открыт по отношению к лошади. Все психологические барьеры снимаются, так как лошадь невольно заставляет человека быть честным не только по отношению к ней, но и к самому себе. Это связано, прежде всего, с тем, что такое благородное животное как лошадь, не способно обмануть, оно подчиняется природным инстинктам, однако умеет понять человека, так как имеет высокий интеллект, и при правильном обучении может добиться неслыханных возможностей. Стоит упомянуть, что в процессе занятия иппо- терапией для педагога такой психологический аспект играет важную роль, поскольку с помощью лошади происходит оценка настроения занимающегося, что упрощает управление педагогическим процессом и облегчает решение поставленных целей. Обратимся к еще одному общепринятому факту психологического влияния лоша- ди на человека. В процессе занятия верховой ездой всаднику самому приходится стал- киваться с решением каких-либо задач. Это может быть исправление собственной по- садки, тренировка в управлении лошадью, заключающаяся в отработке элемента или смене аллюров. Однако, лошадь и человек – это живые существа, обладающие опреде- ленным настроением в конкретный момент. Поэтому всаднику неизбежно приходится сталкиваться с проблемами, которые возникают в процессе езды. И именно тогда включается волевая регуляция деятельности всадника, побуждающая его преодолевать трудности: набраться достаточного терпения, чтобы неспешно выполнить нелегко дающийся элемент, волевым усилием настроить себя на позитивное разрешение кон- фликта с самим собой. Подобные трудности впоследствии придают еще большую уве- ренность всаднику и содействуют воспитанию в нем личностных качеств. Однако, за- метим, что в занятии иппотерапией педагог умело регулирует данную ситуацию и не позволяет превысить уровень трудности занятий, поскольку главное для него – созда- ние благоприятных условий между занимающимся и лошадью. Так, педагог подбирает упражнения, направленные на развитие определенных недостающих качеств занимаю- щегося, действует в соответствии с уровнем эмоциональной и физической подготовки. И уже учитывая все вышеперечисленные факторы, оказывающие влияние на человека, процесс реабилитации и развития приобретает более интенсивный характер, являясь в своем роде уникальным средством воздействия на различные системы жизнеобеспе- чения и жизнедеятельности. Таким образом, иппотерапевт – педагог, обучающий лю- дей с ограниченными возможностями в занятии иппотерапией, является связующим звеном между занимающимся и лошадью и открывает для человека новый способ по- знания мира с помощью конкретных упражнений. Это могут быть самые различные за- дания, начиная от выполнения упражнений, задействующих моторику и координацию движений (ловля мяча), и заканчивая управлением лошадью (прохождение маршрута через створ конусов, кубиков разных цветов). Однако стоит отметить, что далеко не каждая лошадь подходит для занятий иппотерапией. Такая лошадь должна обладать определенным темпераментом и уравновешенным типом нервной системы, поскольку устойчивая психика – один из главных критериев для использования метода ЛФК. Кроме того, спокойные лошади лучше находят контакт с людьми, а также передают свою энергию человеку. Так, лошадь с холерическим типом темперамента способна ак- тивизировать нервную систему всадника, сидящего на ней. Именно по этой причине в иппотерапию отбирают лошадей с типом темперамента сангвиника или флегматика, что должно способствовать налаживанию душевного спокойствия человека. Так же не- маловажно, чтобы лошадь обладала соразмеренным и неспешным шагом, ведь покачи- вания в движении имеют эффект успокаивания. Тонкая и невидимая взаимосвязь меж-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=