СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
155 Потенциал детей дошкольников в пределах его интеллектуального, морального и физического развития существенно выше, чем это принято считать. Однако, упущен- ный в детстве потенциал в дальнейшем не восполняется или восполняется с трудом. От привычек к потребностям – от потребностям к ЗОЖ – таким должен быть алгоритм деятельности ДОО. Дошкольное детство представляет наиболее сензитивный период в жизни челове- ка – именно в этот период дети наиболее восприимчивы к педагогическому воздейст- вию. Они сознательно и ответственно относятся к усвоению знаний на занятиях, умеют подчинять свои действия поставленным перед ними задачам. Согласно высказываний ученых (Л. А. Венгера, В. В. Зеньковского, Д. Ф. Петяе- вой и др.), все виды представлений складываются в дошкольном возрасте и могут раз- виваться в процессе дальнейшего освоения ребенком окружающей действительности. Развитие представлений детей дошкольного возраста происходит по линии изменения их содержания и формально-динамической характеристики. Степень сформированно- сти представления зависит от контактов ребенка с окружающей средой и общения со взрослыми [2]. Активность старших дошкольников имеет существенно познавательный характер и направленность на преобразование окружающего мира, открытия неизвестного. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно необычное действие, которое мо- тивируется исследовательским, познавательным отношением к окружающему миру. Такой мотив выражается формулой: «что получится, если...». Но не нужно рассчиты- вать на силу стихийного примера: нужно создать такие обстоятельства и условия, когда дети обратят внимание на образцы здоровьесберегающей деятельности взрослого (к примеру, в совместной деятельности педагога с ребенком). В старшем дошкольном возрасте особо значимыми становятся потребности в зна- ниях и впечатлениях (по мнению Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковской, М. И. Лисиной), вследствие этого ребенок стремится к познанию нового, непонятного в окружающей действительности, хочет вникать в сущность объекта и явления, а это, в свою очередь, формирует у него представления о здоровом образе жизни [4]. При обладании огромной побудительной силой, интерес заставляет детей старше- го дошкольного возраста активно стремиться к познанию. О том, что волнует детей дошкольного возраста, они часто спрашивают взрослого. Детские вопросы свидетель- ствуют о том, что нет областей действительности, которыми не заинтересовался бы ре- бенок [39]. Вследствие этого сообщение ребенка знаний о здоровом образе жизни, ор- ганизация соответственной практической деятельности будет способствовать воспитанию у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к этой об- ласти человеческого бытия Именно дошкольный возраст, как пишется в учениях физиологов, психологов, пе- дагогов является этапом в жизни, на котором закладывается основа умственной, нрав- ственной, физической составляющей развития человека, формируются основы здоро- вья, складываются стереотипы образа жизни. Результативность формирования представления у ребенка дошкольного возраста, согласно высказывания Э. Н. Вайнера, представляется более высокой из-за того, что имеющиеся в этом возрасте жизненные установки еще мало прочны, а нервная система более пластична. В этот период детства ребенок чрезвычайно сенситивен [2]. В основе формирования представлений о ЗОЖ у ребенка старшего дошкольного возраста лежат следующие составляющие: научные знания, расширяющие представле- ния дошкольников о организме человека, его здоровье, здоровом образе жизни; меди- ко-профилактические меры; рациональный режим дня, труда и отдыха; двигательная активность; правильно организованное питание, отсутствие вредных привычек [3].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=