СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

144 Перечисленные предпосылки формируют синергетический эффект: накладывают отпечаток на формирование и развитие витальных установок у мужчин, следствием ко- торых и является более низкая продолжительности жизни по сравнению с женщинами. Вместе с тем, современная информационная среда формирует социокультурные стереотипы, оказывающие патологизирующе влияние на развитие витальных ценностей у девушек. Исторически во многих культурах сложилось ценностное отношение к жен- ской внешности, которая, по сути, является показателем здоровья (здоровая кожа и во- лосы, цвет лица, осанка, здоровая полнота), однако не меньше внешности народная культура указывала и на личностные качества – доброту, отзывчивость, мудрость, вер- ность. Современная среда формирует стереотип внешности как самостоятельной жиз- ненной ценности, стереотип необходимости имитации здоровья посредством манипу- ляций с телом (косметических, хирургических процедур), а также возведенным в масштабы, немыслимые даже для эпохи корсетов и косметики с мышьяком, – при- оритетом красоты перед здоровьем. Опрос студентов ТГПУ им Л.Н. Толстого показал, что как юноши, так и девушки относятся к ЗОЖ как к средству «хорошо выглядеть», ценность ЗОЖ как средства «долго жить» выражена на порядок ниже. Массово пропа- гандируемые фитнесс-программы, направленные на удаление подкожного жира, бес- контрольные диеты, – воспринимаются и некритично, без осознания вреда наносимого эндокринной системе, и вполне осознанно, с присутствием намерения жертвовать здо- ровьем и даже жизнью во имя внешности, – убеждение, характерное для анорексии. И если концепт мужественности всегда имел «героический» оттенок самопожертвова- ния, то концепт женственности впервые в истории приобретает деструктивный, само- разрушительный характер. Внешняя среда призвана задавать ориентиры для формирования стандартов поло- ролевого поведения. Д. Н. Исаев, В. Е. Каган (1988) отмечают, что любой культуре при- сущи определенные гендерные идеалы и стереотипы, влияющие на формирование ген- дерной роли. В. В. Столин (1983) указывает, что гендерная идентичность – это мнение индивида о себе самом как представителе определенного пола в сравнении с половым эталоном, подчеркивая тем самым, что гендерная идентичность социально и культурно детерминирована. Если пару веков назад она состояла по большей части из реальных людей ближайшего окружения, то развертывание виртуальной среды переводит фе- минность, маскулинность, отношения полов в разряд симулякров. СМИ, Интернет изо- билуют недостижимыми для обычного человека образами маскулинности и феминно- сти. В образах мужчин нет мелочей, им везде нужно достигать высот, чтобы соответствовать лозунгу «для настоящих мужчин». Нужно быть атлетичным, загоре- лым, целеустремленным, успешным – бизнесменом, спортсменом, выдающейся лично- стью. Рекламные образы, ориентированные на женскую аудиторию, спекулируют на теме внешности, образы женщин в рекламе объективированы, опредмечены. Результа- ты пластической хирургии и коррекции изображений формируют искаженное пред- ставление о телесных свойствах, формируют недостижимый ориентир для девочек- подростков, провоцируют развитие дисморфофобического расстройства и анорексии. Не меньший вред наносит и идеалистическое представление темы материнства и родительства. Трудно сформировать реальные представления о семейной жизни при просмотре фото благополучных многодетных матерей-моделей, вернувшихся на поди- ум через 2 недели после рождения ребенка и фото из путешествий знаменитых семей. В соцсетях не принято делиться «оборотной стороной медали». Взвешенная оценка де- вушкой своих возможностей на фоне увиденного в соцсети может стать причиной фор- мирования неуверенности в способности стать хорошей матерью. Белорусский социолог А. Шадрина, проводя многолетнее исследование феномена материнства показывает, что политический и социально-экономический контексты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=