СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г

138 образом мировоззренческую "защищенность" студентов от негативных явлений, кото- рые сегодня отмечаются в нашем обществе (эгоизм, корыстолюбие, отсутствие дисцип- лины, безответственность и т.п.). Кроме того, и сам преподавательский состав учебного заведения утратил прежние идейные ориентиры (76 %), а новые в их педагогической деятельности ещё не сформировались[5]. Сегодня как никогда актуальны слова нашего выдающегося педагога К. Д. Ушин- ского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой лич- ности. Никакие уставы, никакой искусственный организм заведения, как бы он хитро не был придуман, не может заменить личности в деле воспитании »[3]. . Для изучения патриотического сознания студенток педагогического вуза, в ходе социологического опроса им был задан вопрос об отношении к Родине: «Есть два суж- дение, какое из них ближе Вам?»: Первое суждение «Родина у человека одна и её грешно покидать». Второе суждение «Родиной человеку может стать любая страна, где ему комфортно жить». Ценность ответов на эти два суждения заключалась в том, что полученные данные с первого по пятый курс позволили определить вектор развития патриотического сознания студенток и их социально-политическую зрелость, а также эффективность её воспитания в педагогическом вузе. Полученные данные позволяют утверждать, что проблема формиро- вания патриотизма у будущих школьных учителей в период обучения в вуз требует со сто- роны руководства педагогического вуза серьёзных изменений. Чем старше становятся сту- дентки, тем ниже уровень их патриотического сознания, тем выше их представление о том, что где-то «там» за пределами Родины жить лучше (см. табл. 1). Размытость, неопределённость социально-политических ориентаций студенток, гра- ничащих с аполитичностью и неспособностью ориентироваться в современной социально- политической ситуации в стране, показали, что они не избежали негативного влияния кри- зисных явлений в нашем обществе. Таким образом, формирование патриотического соз- нания у значительной части студенток педагогического вуза ещё не стало основной целью воспитательной работы со стороны профессорско-преподавательского состава вуза. Таблица 1 Динамика изменения отношения к Родине у студенток в период учёбы в вузе (%) КУРС № Мнение I II III IV V 1 Родина у человека одна и её грешно покидать 40,0 40,9 31,8 40,0 30,0 2 Родиной человеку может стать любая страна, где ему комфортно жить 37,3 32,7 41,8 37,3 51,8 3 Затрудняюсь ответить 21,8 26,4 26,4 21,8 19,1 Другим не менее важным показателем патриотического и нравственного сознания студенток является взаимоотношения между ними в процессе многолетней учёбы в ву- зе. Одним из показателей этих отношений является морально-психологический климат в учебной группе (табл. 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=