СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
137 В целях изучения этой проблемы нами в 2014–2016 годах был проведено социо- логическое исследование. Опрошено 1250 студентов педагогического вуза г. Москвы. Респондентами были лица женского пола, так как в педагогических вузах они состав- ляют 80 %. Основное внимание нами было уделено изучению патриотических и нрав- ственных качеств. Патриотические качества , по мнению Н. В. Саратовцева, включают в себя такие ценности как служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое), любовь к своему наро- ду, к «малой Родине»»[4]. Нравственные качества учительского сообщества – это действенность мировоз- зрения, нравственных идеалов, совести и убеждений. К сожалению, как показывают наши социологические исследования, в педагоги- ческих вузах, формирование такой «устойчивой» личности с социально значимыми ценностями ещё далёко от идеала. Это проявляется, в частности, в том, что домини- рующими мотивами поступления студентов в педагогические вузы выступают мотивы эгоистической направленности. Желание получить за счет государства диплом о выс- шем образовании отмечается у 42 % студентов, по окончании вуза до 70 % студентов не имеют устойчивой положительной мотивации к педагогической деятельности в школе. В этой связи назрела потребность поиска новых подходов и способов в воспитатель- ной работе со студентами педагогических вузов. Одним из таких новых подходов является выполнение Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 1 сентября 2014 го- да о введении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и эффективном применении этого комплекса в воспитании нравствен- ных и патриотических качеств будущих учителей, как ценности в их сознании. Эти ценности не могут быть навязаны, они должны быть приняты субъектами пе- дагогического процесса. Воспринимаемые личностью эти ценности проходят через «фильтр» самосознания и дифференцируются на «значения» и «личностные смыслы» [2]. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что значение – это «ставшее достоянием моего созна- ния... обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафик- сированное в форме понятия, знания или даже в форме умения»; смысл же «выражает именно его (субъекта) отношение к осознаваемым объективным явлениям»[2]. Далее, преломляясь через условия жизнедеятельности, они распределяются на подтвержден- ные и неподтвержденные, на реально управляющие действиями и поступками личности и на те, которые хранятся в ее сознании. Ценность, присутствующая в сознании, как только знаемая, но не имеющая реального личностного смысла и побудительной силы, может впоследствии, приобретая и то, и другое, становиться истинной личностной ценностью. Промежуточным этапом на этом пути является ее «обкатка» в плане вооб- ражения, как бы примерка к себе и своей жизни. Ценность, функционирующая в плане воображения, уже имеет личностный смысл, но еще не обладает побудительной силой [2]. Формирование такой побудительной силы зависит от профессиональных педагоги- ческих кадров, профессорско - преподавательского состава кафедр физического воспи- тания вуза то есть от тех, кому поручено активно внедрять в повседневную жизнь нор- мативные требования комплекса ГТО. При всей своей важности потенциал физической культуры и спорта в формировании целостного мировоззрения развития патриотических и нравственных качеств личности в педагогическом сообществе до настоящего времени не получил должной реализации в профессиональной деятельности педагогов. Результаты наших исследования свидетельствует о том, что значительная часть студентов (около 90 %) имеют желание повышать свой культурный уровень, средства- ми физической культуры, но не имеют такой возможности в условиях вуза (около 41 %). Основной причиной этому они называют низкую организацию досуговой деятельности и её мировоззренческую составляющую я в вузе. Последняя не обеспечивает должным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=