СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
132 Изучение любого двигательного навыка строится на развитии контролируемых движений, через включение чувственной сферы человека. Акцентированное внимание студентов к индивидуальным мышечным ощущениям при сокращении и расслаблении мышц, положению тела в пространстве, ощущениям времени, являются базовыми умениями, при помощи которых строится дальнейшее обучение. Для знакомства с ин- дивидуальными особенностями собственного тела, студенты должны быть мотивиро- ванны на научный подход в выполнении упражнений, основанный на знании анато- мии и физиологии человека. Процессы обучения получают развитие в непосредственном контакте « учитель – ученик» при выполнении упражнений и необходимых указаниях переключения внима- ния на те, или иные мышцы тела, на чувство тепла, напряжения и других ощущениях в теле, т.е. максимальную сосредоточенность на теле и движении. Необходимым усло- вием данного процесса является личностно-ориентированный подход к каждому сту- денту, который позволяет учитывать его индивидуальные физические и психологиче- ские особенности. В этом направлении эффективней проходит работа в группах, где студенты со- вершили свой выбор спортивной деятельности и заинтересованы в ее результате. В ос- тальных, обычных группах ОФП, педагогам приходится прикладывать значительно больше усилий. На пути становления мотивации к осознанному физическому движе- нию преподаватели вузов отмечают недостаточные теоретические знания и практиче- ские навыки бывших школьников в области физической культуры, что является основ- ным препятствием, помимо низкого уровня физической подготовленности. В РГУ имени С. А. Есенина было проведено анкетирование студенческой группы первокурс- ников. В результате обнаружилось что, у большего числа студентов недостаточно сформировано ценностное отношение к физической культуре. Всего 25 % студентов назвали свою физическую подготовленность отличной и хорошей. Не смотря на это, 29 % опрошенных студентов приходят на занятия без же- лания, по обязанности. Представления студентов о значении регулярных физических упражнений для жизнедеятельности человека отражаются в признании влияния физи- ческой активности на фигуру и получение здоровья, и только 12 % студентов получают удовольствие от движения, и всего 40 % указали, что занятия спортом помогают в учебе. Помимо этого, студенты первого курса признаются в недостаточных знаниях анато- мии, физиологии, по вопросам самоконтроля, техники выполнения упражнений, пра- вильного дыхания. Развивая осознанный подход к выполнению упражнений, через чувственные мышечные ощущения можно решать задачи повышения мотивации к занятиям, фор- мирования потребности к регулярным занятиям физическими движениями, что являет- ся основной задачей в укреплении здоровья и увеличении умственной работоспособ- ности студентов, развитии морально-волевых качеств. На практических занятиях в вузе используется: работа в парах, с отягощениями, игры, амортизаторы и многое другое. При выполнении каждого упражнения преподаватель просит концентрировать вни- мание на мышечных ощущениях, правильном дыхании и соблюдении техники вы- полнения упражнений. Помимо физических упражнений существуют наглядные мето- ды обучения, когда правильная техника выполнения демонстрируется при помощи технических средств обучения, или студентов разрядников по видам спорта, или через непосредственное участие в спортивно – массовых мероприятиях, викторинах и интел- лектуальных конкурсах и т. п. Большое значение для формирования осознанного отношения к выполнению фи- зических упражнений у студентов имеет овладение знаниями анатомии и физиологии человека, изучения взаимосвязи физического и психического в человеке, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=