СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
112 на более высоком неврологическом уровне и создаются условия для формирования ориентировочных действий, направленных на выявление свойств тела и психики разви- вающегося человека. Мы пока еще не в полной мере постигли развивающий потенциал идей П. Ф. Лес- гафта. Психологии и педагогике еще только предстоит стать науками о физическом психическом развитии человека, формировании его личности. Это требует перехода к междисциплинарным комплексным программам исследования, направленным на соз- дание целостной многовекторной модели физического образования развивающегося человека. Ядерное основание ее составляет естественный путь развития движений в разрезе личности человека [2], начиная от генерализованных примитивных двига- тельных форм к высоко дифференцированным двигательным актам. Подчеркнем еще раз: двигательное действие человека представляет собой посто- янно формирующееся психофизиологическое образование, связывающего все системы организма и психики индивида в один живой функциональный орган, который возни- кает не постепенно, а скачком в результате гармоничного взаимодействия человека с миром, «оживает» в процессе реализации идеи изучаемого движения в разнообразных нетривиальных условиях внешней среды. Этот процесс происходит здесь и сейчас, он обусловлен эволюционным развити- ем сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной нервной системой и другими и другими системами организма и психики человека, формированием его личности. Он генетически детерминирован в виде разворачивания программы развития индивида, дополняемой развитием поведенческих паттернов как простых (территориального, по- искового, пищевого, игрового и т. п.) так и сложных двигательных действий, связанных с обучением (импринтинг, имитация, подражание, осознанное овладение двигательны- ми действиями т. п.). Сам процесс двигательного развития в течение жизни человека включает ряд основных этапов. На первом этапе ребенок знакомится с элементарными движениями посредством активизации анализаторных систем. На втором этапе, постепенно происходит развитие способности ребенка изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно их производить независимо от других, использовать элементарные движе- ния для строительства сложных двигательных действий, а также формирование спо- собности тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению и времени. На третьем этапе – развитие ориентировки в пространстве, согласование своих движений с движением других тел. На четвертом этапе – формирование предметных действий, то есть действий по логике предмета. На пятом этапе – формирование выразительных и интеллектуализированных движений и действий. Важно, чтобы на этом сложном пути рядом оказался бы умный, чуткий и грамотный взрослый. Тогда его активное присутствие и Посредничество создаст Поле активности ре- бенка, породит чудо события, в виде встречи воспитанника с физической культурой. А педа- гогический процесс из безликого станет персонифицированным, развивающим процессом. Литература 1. Бехтерев, В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев.– М.: Наука, 1991. 2. Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Р. Ван дер Веера.– М.: Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. 3. Зинченко, В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К нача- лам органической психологии / В. П. Зинченко.– М.: Новая школа.– 1997. 4. Ильенков, Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков.– М.: Изд-во Москов- ского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=