СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И СПОРТЕ 2018 Г
11 многое из того, что в этом отношении накоплено за многовековую историю традиционного каратэ. На этой базе существует целая лечебно-оздоровительная система [3, 4, 5]. «Традиционное каратэ как уникальная система воспитания всесторонне разви- той личности основанная на стремлении к гармонии тела, духа и сознания» [4, с. 3], как средство физического самоусовершенствования включает дыхательные упраж- нения, разогревающие и растягивающие упражнения, упражнения на равновесие и координацию, общие физические упражнения, разного рода специальные упраж- нения и методы тренировки. Определенное место отводится и методам психорегуля- ции, приемам самомассажа и реанимации, принципам рационального питания [6, 7]. Многообразие специфических формальных (ката) и базовых (кихон) комплексов, их сочетания создают основу для развития координационных способностей. Такая база упражнений каратэ создает возможность для формирования самых разнообразных ко- ординаций, доступных для уровня развития конкретного ребенка, следовательно, соз- даются предпосылки для индивидуального подхода [6, 7, 8]. Традиционно занимающиеся каратэ тренируются в зале босиком, в совокупности с умеренными физическими нагрузками и дыхательными упражнениями это дает ко- лоссальный закаливающий эффект. Культурные традиции каратэ воспитывают у ребенка нравственные и морально- волевые качества. Также быстро развиваются самостоятельность и самодисциплина как следствие правил, разработанных на основе традиции, неисполнение которых ведет к разного рода наказаниям. Более того, овладевая приемами каратэ, ребенок начинает увереннее себя чувст- вовать в незнакомой обстановке, что связано с определенным психологическим воздей- ствием на ребенка [3,6]. Занятия традиционным каратэ имеют ряд особенностей. Они включают в себя следующие разделы: – сообщение теоретических сведений; – физическая подготовка (общая и специальная); – техническая подготовка (кихон, ката, кихон-кумитэ); – тактическая подготовка (дзю-иппон кумитэ, дзю-кумитэ); – психологическая подготовка. [9]. Изучение научной и методической литературы, позволило нам говорить о воз- можности использовать в рамках физического воспитания детей старшего дошкольного возраста элементов традиционного каратэ. Практика физического воспитания свиде- тельствует, что каратэ должно быть «вплетено» в процесс общей физической подго- товки ребенка. Особенно это важно на начальных этапах занятий единоборствами, что позволит повысить эффективность изучения простых основ каратэ (одиночные удары руками и ногами) и освоить усложненные (комбинированные) приемы. Целесообразно использовались технику из разделов кихон и ката. Кихон – базовая техника (технические приемы атакующего и защитного характе- ра, перемещения, повороты). Элементы, используемые в разделе кихон: одиночные удары и различные комби- нированные приёмы, а также стойки, оказывают большое влияние на развитие коорди- национных способностей [10, 9, 11]. Базовая техника традиционного каратэ выполняются как в обычных, так и в услож- нённых условиях (из положения, стоя на гимнастической скамейке, с закрытыми глазами). Данный аспект позволяет достаточно эффективно влиять на развитие координационных способностей старших дошкольников. Степень сложности применяемых элементов и ус- ловий их выполнения должны соответствовать возрастным особенностям занимающихся.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=