ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

66 исходное начало в диспозиции поведения, а в спорте ее значение просто огромно, как в ежедневных физических упражнениях, так и на соревнованиях высокого уровня. И профессиональный спортсмен, и простой человек без волевых усилий не могут рассчитывать на результат. Тренировка воли необходима для противостояния всем соблазнам девиантного поведения, мешающим осуществлять намерение субъекта вести здоровый образ жизни. Хрестоматийной стала дефиниция человека как «аскета жизни», предложенная М.Шелером: «…человек есть то живое существо, которое может (подавляя и вытесняя импульсы собственных влечений, отказывая им в питании образами восприятия и представлениями) относиться принципиально аскетически к своей жизни, вселяющей в него ужас. По сравнению с животным, которое всегда говорит «да» действительному бытию, даже если пугается его и бежит, человек – это «тот, кто может сказать «нет» …вечный протестант против всякой только действительности» [5, с.164]. Апологеты иррациональной трактовки человека заняли крайне радикальную позицию в интерпретации сущности здорового и нездорового поведения. Так, А.Шопенгауэр считал эгоизм и злобу главными мотивами поступков человека, дополняющий их альтруизм признавал необходимым условием нейтрализации агрессивного отношения людей. Ф.Ницше определял христианина как «больное животное», а сопереживание и отказ от борьбы с себе подобными представлял, как противоестественное для человека поведение [6,153]. Он называл понятие грех – «вина перед богом» орудием пытки, самоистязания человека, и писал: «Это своего рода безумие воли в ее душевной жестокости, которой во всяком случае нет равной: воля человека считать себя неизгладимо виновным и дурным, его воля считать себя наказанным, причем наказание никогда не может соответствовать вине» [6,109]. Ф.Ницше довел до абсурда свой протест против христианской морали и больной совести как инструмента покаяния. Он призывает к обретению душевного здоровья путем возврата человека к своей животной природе, снятию аффектов естественным путем. Пророк нигилизма, как он сам себя называет, претендует на оздоровление больной европейской культуры, погрязшей в лживости и подавленном желании мести – иллюзиях ressentiment. Значение концепции Ф.Ницше – в постановке имеющей огромное значение проблемы переоценки ценностей как начала пути к здоровому образу жизни человечества. Но философ оказался не способен предложить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=