ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

62 здорового образа жизни граждан как цели социальной политики государства. Он подразумевает взаимообусловленность, гармоническое единство физического и духовного начала человека. Для человека одинаково важны как душевное, так и телесное состояния, они зависят друг от друга. Государство призвано организовывать удовлетворение всего комплекса разумных потребностей своих граждан, создавать условия и стимулы здорового образа жизни, осуществлять контроль сферы здравоохранения, физического воспитания и профессионального спорта. Ценность физического здоровья как главного условия выживания, основы силы и власти над другими людьми была очевидной на самых ранних этапах человеческой истории. Ее приоритетность не может подвергаться сомнению (хотя в отдельных случаях отклонения от нормы - физическое уродство или психические нарушения приносили субъекту коммерческую выгоду или некий статус: например, высоко ценились придворные карлики в роли шутов или бородатые женщины в европейских цирках, святые юродивые в Древней Руси). В процессе эволюции она стала ключевым понятием физической культуры и целью здорового образа жизни - строго определенной стратегии ее достижения. Представления о здоровом образе жизни народа заложены в фольклоре, мифологии, религиозных нормативных кодексах. Принципы организации жизнедеятельности человека в соответствии с волей богов сформулированы в виде предписанных норм и запретов, системы табуирования. Сакрализация здорового «чистого» поведения как богоугодного и осуждение «нечистого», ведущего к болезни как божьей каре и другим несчастьям, была главным инструментом социального управления в архаическом обществе. По мнению З.Фрейда, культура возникает, когда складывается иерархия власти, которая способна ограничить притязания на господство физически более сильного одиночки. Силу животного замещает сила человеческого правопорядка: «После этого власть сообщества в качестве «права» противостоит власти отдельного человека, осуждаемой как «грубая сила» [2, с. 313]. Изначальные чувственные впечатления определяют приоритет прекрасного как эстетической ценности, наглядного выражения целесообразного, наиболее здорового тела. З.Фрейд справедливо подчеркивает: «Красота, чистоплотность и порядок явно занимают особое место среди требований культуры» [2, c.313]. Создатель психоанализа выделил эти ценности культуры как основания здорового образа жизни, связал их значение с необходимостью

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=