ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.
61 сторону здорового образа жизни, игнорирует его социальную сторону – цель поддержания здоровья, стратегию воспитательной деятельности, участие в ней государства и религиозных организаций, факторы и условия его обеспечения. Целостное конструктивное понимание здорового образа жизни заложено в рамках социологического подхода к физической культуре, конкретизирующего ее философско-антропологическую трактовку. Представители феноменологической социологии П.Бергер и Т.Лукман удачно раскрывают исходную антиномию телесного и духовного начала человека в социально детерминированной окружающей среде, которая разрешается через особую взаимосвязь между организмом и Я: «С одной стороны, человек есть тело в том же самом смысле, как это можно сказать о любом другом животном организме. С другой стороны, человек имеет тело…человек воспринимает себя как существо, не идентичное своему телу, а, напротив, имеющее это тело в своем распоряжении» [1, c.86] Они сформулировали основную идею здорового образа жизни как культурной программы, иерархии диспозиций, заложенных воспитанием и узаконенных традицией моделей поведения данной социальной группы ради выживания. По мнению мыслителей, это постоянное разумное восстановление равновесия между духовным и телесным началом человека. Культура развивается как система ценностей, построенная человеком для преодоления природы, возвышения над физическим миром посредством его духовного продолжения в социальный мир нравственности и правопорядка. Физическая культура человечества представляет собой иерархическую систему норм, императивов и навыков, сложившихся в процессе развития знаний о теле и законах его функционирования, поддержании его жизнеспособности, силы и здоровья, двигательной активности. Как символический код или совокупность базисных программ поведения человека, обеспечивающих его благополучие и жизнь, она включает представления об идеальном, совершенном теле человека, способах его формирования, определенных качествах и методах их тренировки. Системообразующий стержень физической культуры общества - здоровый образ жизни как обобщенный критерий, выражающий соответствие задач физического воспитания, путей их реализации и прогнозируемых результатов. Физическая культура предусматривает определенного субъекта, ценности которого выражает – личность, социальную группу, народ, человечество. Именно аксиологический подход может обеспечить анализ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=