ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

478 развитие положительной «Я-концепции», спортивного оптимизма и уверенности в себе; эмоциональная насыщенность тренировки; самопознание и саморегуляция переживания; перераспределение функций тренера и спортсмена на тренировке на основе партнерства и творческой свободы [3]. Мы считаем, что существует зависимость спортивного мастерства от рефлексии деятельности спортсмена и можно вывести формулу функциональной зависимости: «Деятельность + рефлексия этой деятельности = развитие». Для спортсменов особенно важно активизировать самостоятельность и интеллектуальную активность в планировании и выполнении тренировочных заданий, и решении соревновательных ситуаций [4]. Для этого рекомендуется методика рефлексивных вопросов. Первоначальной задачей методики является развитие у спортсменов рефлексивного слушания. Рефлексивное слушание тренера основывается на эмпатическом контакте между тренером и спортсменом и позволяет формировать качественную обратную связь и установить взаимопонимание. Тренер идентифицирует себя со спортсменом (становится на его место). Сущность методики рефлексивных вопросов заключается в актуализации анализа деятельности спортсмена посредством направленного речевого воздействия с помощью рефлексивно- ориентированных вопросов. Результатом речевого воздействия на спортсмена является развитие личности, самоанализ деятельности спортсмена в тренировочных заданиях, ориентированность на высокий результат в соревновательной деятельности. Методика включает рефлексивные вопросы, предназначенные для запуска мыслительных процессов в нужном для тренера направлении с учетом личностных позиций спортсмена. Рефлексивные вопросы имеют своей целью получение информации об исследуемых переменных спортивной деятельности, отраженной в сознании спортсмена. Спортсмен, отвечая на вопросы тренера, осознает цель, мотивы спортивной деятельности, возможные позитивные и негативные последствия достижения цели. Спортсмен вырабатывает систему когнитивных убеждений, необходимых для достижения цели. Психологическое воздействие, оказываемое тренером на спортсмена при постановке вопросов, позволяет делегировать спортсмену ответственность за результаты его деятельности на соревновании.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=