ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

470 В свою очередь ориентировка ребенка в окружающей среде совершенствуется на основе развития восприятия и представлений о пространстве. А.В. Кенеман, Т.И.Осокина и др. отмечают, что существенным компонентом умственной деятельности является овладение ребенком пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве, которые первоначально осваиваются лучше всего в процессе выполнения физических упражнений. Восприятие пространства и ориентировка в нем предполагают высокое развитие не только сенсорного, но и моторного аппарата. В формировании пространственных представлений и способов ориентировки в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный, осязательный). [1] Особая роль среди них принадлежит кинестетическому и зрительному аппарату. Ориентировка в пространстве осуществляется в процессе активного движения человека в окружающей среде. Ребенок, ориентируясь в пространстве, принимает чувственную систему отсчета, то есть стороны собственного тела. Следовательно, основой ориентировки в пространстве является формирование у ребенка умения различать части собственного тела. Особая роль в решении задач формирования ориентировки в пространстве принадлежит занятиям по физической культуре, поскольку здесь, в процессе двигательной деятельности у детей формируются знания о направлениях, местоположении предметов и их отношений, у детей расширяется опыт передвижения в различных направлениях пространства. То есть, именно двигательная деятельность, осуществляемая на физкультурных занятиях, предоставляет оптимальные и неограниченные возможности для формирования у дошкольников ориентировки в пространстве. Исходя из этого одной из составляющих мониторинга физического развития и физической подготовленности детей в дошкольных учреждениях должно стать исследование формирования у них ориентировки в пространстве. [2] При определении методики и оценке результатов диагностики необходимо учитывать особенности развития ориентировки в пространстве у данной возрастной категории детей, выявленные исследованиями Б.Г. Ананьева, А.А.Люблинской, А.М. Леушиной, А.Я. Колодиной, Т.А.Мусейибовой, М.В. Вовчик-Блакитиной. В качестве диагностических критериев следует принять:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=