ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

399 Своеобразным психологическим орудием двигательного действия является его ориентировочная основа. Ее роль заключается в том, что она опосредует наличные исполнительные звенья, задавая принцип решения двигательной задачи. При посредстве ориентировочной деятельности воспитанника постепенно происходит формирование и развитие интегрального психического образа двигательного действия. Последний представляет сложное образование, включающее сенсомоторный образ, оперативную схему действия (когнитивный образ), эмоциональный образ. Все эти компоненты между собой тесно связаны. Они порождены субъективным восприятием движения и представляют собой динамическую систему, в которой осуществляются переходы как от чувственной ткани к означиванию, к оперативной схеме действия и личностному смыслу, так и в обратном порядке. Благодаря многоуровневости интегрального психического образа, отражаемое в нем движение репрезентируется человеку в многообразии своих свойств и отношений и обеспечивает объединение чувственной ткани действия со значением и личностным смыслом. Построение движение, требует ощущаемости действия, осознания проприоцептивных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от «рабочих точек тела». Обучаемый должен выделить, «прочувствовать телом», новые, не известные ему ранее особенности изучаемого движения, «пережить» их изнутри. Это достигается благодаря осознанию временных, пространственных и силовых параметров изучаемого движения. Чувственная информация, поступающая в центральную нервную систему дифференцируется, «просеивается», упорядочивается и приводится в соответствие с объективными процессами, происходящими как вне, так и внутри организма человека. В результате устанавливается связь человека с внешним миром и тем самым, расширяется сфера его физического влияния. Нетривиальность, изменчивость человеческих движений, их лабильность к влияниям как извне, так и изнутри организма позволяет говорить о том, что двигательное действие вариативно по своей природе. Оно находится в состоянии постоянного строительства, постоянного формирования психологических механизмов, связывающих его компоненты в один живой организм, который возникает не постепенно, а скачком в результате гармоничного взаимодействия человека с миром, «оживает» в процессе реализации идеи изучаемого движения в разнообразных нетривиальных условиях внешней среды. Из этого следует, что в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=