ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.
398 среды. Основным вопросом человеческого движения является вопрос об орудийном опосредовании процесса построения разнообразных моделей, обогащающих интегральный психический образ строящегося двигательного действия. Этот вопрос решается лишь в меру приближения к его идее закодированной в знаковой форме в двигательном культурном образце. Источник возникновения и развития живого человеческого движения лежит не внутри организма, не в непосредственном влиянии прошлого опыта, а в общественной истории человека, прежде всего, в формах общественной трудовой деятельности, которые были исходными для человеческой деятельности, а также в формах общения ребенка и взрослого. На орудийном уровне процесс построения двигательного действия представляет восхождение человека по сложной многоярусной системе форм одного итого же действия, из которых более поздние являются более совершенными дифференцированными и эффективными, но которые не могут быть образованы, ни полностью использованы иначе, как на основе этих более ранних нерасчлененных форм. Переход от ранних форм к каждой следующей более сложной требует прохождения определенных ступеней, формирования определенных психических образований. Движение человека детерминировано прошлым и «образом потребного будущего», которое сличается с настоящим и экстраполируется на будущее. Движение человека обращено не на то состояние, которое имеется в момент программирования, и даже начала движения, а на то, которое наступит с наибольшей вероятностью через какое-то время, когда будет реализовываться его идея. Это дает основание утверждать, что уже в самом процессе построения движения заложена развивающая функция. Центральное место в построении живого движения человека занимает интегральный психический образ. Он обеспечивает выполнение движения в разных масштабах и с разными исполнительными органами. Необходимость в психическом образе действия обусловлена доминированием неотложных, изменчивых нетривиальных ситуаций, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипных, наследственно передаваемых форм двигательного поведения, главной задачей которого является адекватная ориентировка в значимых элементах пространственного поля и их существенных взаимосвязях, а также в процессе исполнения двигательного действия.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=