ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

396 степени о когнитивно-двигательном развитии, в котором приоритет отдается психомоторному развитию ребенка. Однако, при всей привлекательности, логичности и оригинальности предложенного П.Ф. Лесгафтом подхода к физическому воспитанию, он не получил в полной мере дальнейшего развития. Мы имеем в виду не творческого развития его методических разработок. С этим как раз дело обстоит хорошо. Многие педагоги и сегодня с успехом ими пользуются. А вот лесгафтовское понимание физического образования как процесса содействия ребенку в овладении пространством и временем посредством своей телесности, глубинного развития в более поздних трудах отечественных ученых, к сожалению, так и не получило. Пожалуй, только Л.А. Орбели попытался обогатить учение П.Ф. Лесгафта представлением о эволюционно-генетическом пути естественного развития движений как о переходе генерализованных, примитивных двигательных форм к дифференцированным формам двигательных актов (П.Ф. Лесгафт, Л.А. Орбели, Н.И. Чуприкова) [11, 14, 20]. Психическая и психологическая сторона двигательной активности человека так и остается не познанной, прежде всего потому, что ее исследуют не там, где она реально существует. Ведь собственно человеческая психика существует не только и не столько в пространстве созданным природой, а в большей мере в пространстве культуры, преобразующем организм человека как представителя вида Homo-sapiens в человека культурного. Выражаясь другими словами, психика находится не внутри «тела особи», а внутри тела человека. Последнее – более сложное и широкое пространство, включающее не только организменные образования, но и искусственные культурно опосредованные органы, которые создал и продолжает создавать человек. Имеется в виду построение двигательного поведения по культурно заданным образцам или конструирование на их основе принципиально новых способов решения постоянно возникающих двигательных задач. Так, человеческий индивид не предназначен к прямохождению. Находясь вне пространства культуры, ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет. Внутренней необходимости в прямохождении нет. Достаточно вспомнить эффект Каспера Хаузера или детей – маугли. Ходьбе ребенка необходимо учить. Предоставленный себе, он так и останется представителем вида. С рождения органическое тело ребенка обладает потенциями стать окультуренным, благодаря включения младенца в систему человеческих отношений. Но эти отношения не взаимны. Ребенок

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=