ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

395 В своих работах П.Ф. Лесгафт стремился показать, что процесс обучения двигательным действиям сопровождается развитием психических процессов. Прежде всего, это относится к совершенствованию у человека представлений о времени и пространстве в процессе освоении двигательных действий. Особую роль П.Ф. Лесгафт придавал зрительным и мышечно-двигательным ощущениям, возникающим при выполнении двигательных действий, которые, совершенствуясь в процессе повторений, создают сложную структуру представлений о времени и пространстве. По сути, система физического образования Лесгафта направлена на формирование и развитие у детей высоко дифференцированной и расчлененной когнитивной сферы репрезентации и управления движениями [20]. Правомерность такого подхода подтверждается исследованиями, посвященными сенсомоторному развитию детей в раннем и дошкольном возрасте и в специальной психологии (Т. Бауэр, Н.А. Бернштейн, А.В. Запорожец и др.). В этих работах приоткрыта тайна развития генерализованных нерасчлененных (неосознаваемых) простых сенсомоторных движений к все более дифференцированным (осознаваемым) сложным двигательным актам. П.Ф. Лесгафт выделяет две основные задачи физического образования. Первая задача состоит в развитии у ребенка умения изолировать отдельные движения, сравнивать их между собой, сознательно их производить независимо от других, использовать разнообразные простые движения-кубики для строительства сложных двигательных действий. Речь в данном случае идет о необходимости достичь четкого дифференцированного возбуждения отдельных мышечных групп, которые вначале возбуждаются совместно, генерализованно. Вторая задача в системе физического воспитания Лесгафта заключается в формировании способности тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению и времени. Для ее решения он предлагает разнообразные упражнения в ходьбе, беге, с точно дозируемой скоростью длительностью цикла, в прыжках на определенное расстояние и высоту, в метании предметов различного объема и веса и т.п. Все это по его мысли формирует тонко дифференцируемую чувствительность к временным, пространственным и силовым параметрам движения. И как следствие совершенствуются психофизиологические механизмы управления движениями. Речь в системе физического образования П.Ф. Лесгафта идет не столько о физическом и двигательном развитии, но в большей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=