ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

394 может быть сведена к рассмотрению вопросов функционирования механических и физиологических систем. Поэтому, изучать человека следует комплексно и с психической, и с физиологической стороны [15]. Проблема, на наш взгляд заключается в том, чтобы установить «… что стоит за внешними двигательными проявлениями человека и животного?». Ведь Сеченов предложил эмпирическое познание действительности, описав в физиологических терминах два непротиворечивых состояния рефлекса – исходное и финальное, призывая психологов к изучению промежуточного состояния. Именно этот переходный момент так и не стал в психологии двигательной активности до конца осмысленным. Признавая соматические нервные процессы и низшие формы осознаваемых или неосознаваемых психических явлений родственными Сеченов пытался ответить на вопрос: как происходит психическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, непроизвольным и произвольным движением и т.п. Нам еще только предстоит обогатить представления И.М. Сеченова пониманием феномена психической жизни человека. Отечественная психология и педагогика двадцатого века предприняла такую попытку. Большой вклад в разработку проблемы развивающего физического воспитания внес П.Ф. Лесгафт, который, опираясь на труды Спинозы, Декарта, Ж. Руссо, Я.А. Коменского, Дж. Локка, Гутс-Мутс, А. Шписса, К.Д. Ушинского и других, впервые научно обосновал значение физических упражнений для физического, нравственного и умственного развития человека. Свою систему физических упражнений Лесгафт называл физическим образованием. Он исходил из понимания физического упражнения как частного повторения какого-либо действия в человеческом теле, производимого ради его усвоения. П.Ф. Лесгафт определял физическое упражнение как целенаправленное единое действие, обеспеченное двумя взаимосвязанными процессами – духовным и физическим совершенствованием. Отсюда и неразрывная связь физического, нравственного и умственного, эстетического и трудового воспитания в его педагогической системе. Он настаивал на том, что занятия физической культурой позволяют человеку управлять своим телом, «проверять свои мысли», поскольку только при условии, когда мышечная деятельность «умственно проверена и направлена», человек может научиться с наименьшим трудом и в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу и действовать изящно и энергично.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=