ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

393 большинстве методических разработок, ориентация на принципы развития декларируема, поскольку при ее непосредственной технологической реализации сводится к бихевиористической модели обучения «стимул-реакция», ограничивающее двигательное поведение человека моторным тренажем. Главным недостатком физического воспитания является его направленность на обучение физическим упражнениям по биомеханическим моделям, описывающим схему строения и механизмы действия. В арсенале педагога преобладают приемы имитации двигательного образца. Воспитанников пытаются обучить живому движению, опираясь на законы механики, в лучшем случае учитывают биологические аспекты построения движения. Между тем, в конце XIX века И.М. Сеченов в статье «Рефлексы головного мозга» сформулировал ряд положений, которые на долгие годы определили естественно-научное изучение закономерностей регуляции поведения человека и животных. Это учение о рефлексе (отраженном движении). Они так остались не до конца осмысленными спортивными психологами, специалистами теории и методики физического воспитания. Приведем эти положения. Первое положение. Поведение индивида, сколь бы сложным оно ни было, есть ни что иное, как совокупность рефлексов, то есть отраженных движений, различающихся по сложности, характеру, особенностям организации. Второе положение. Двигательный анализатор по своей функции является интегратором анализаторных систем индивида. Третье положение. В мышечных движениях объективизируются практически все формы психического отражения действительности. И.М. Сеченов первым связал двигательную функцию с функциями высших отделов центральной нервной системы человека. Парадокс, по его мнению, заключается в том, что миллиарды разнообразных, не имеющих никакой родственной связи, психических явлений «…сводятся на деятельность нескольких десятков мышц…». Он неоднократно повторял, что рефлекс не следует рассматривать только как механическую реакцию на воздействия внешней среды, что в статье «Рефлексы головного мозга» он попытался разобрать только внешнюю сторону психических рефлексов, одни пути их. Следующий шаг в изучении заключается в исследовании сущности психического процесса, который возникает вслед за внешним чувственным раздражением и предваряет его выражение мышечным движением. Решение этой задачи он предоставил последующим поколениям исследователей. По мнению Сеченова, проблема изучения поведения человека не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=