ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

362 3. Изучить эффект общения спортсменов и тренер в тренировочной и соревновательной деятельности. 4. Изучить зависимость взаимоотношений тренера и спортсмена от некоторых свойств личности спортсмена. Представляем вашему вниманию результаты изучения взаимоотношений легкоатлетов со своими тренерами. Как было отмечено нами выше, подготовка спортсменов высокой квалификации представляет собой педагогическую область, главным звеном, которой выступает система «тренер-спортсмен». В оценке спортсменами своего тренера выражается их представление о том, каким должен быть тренер, какими качествами он должен обладать, какие педагогические действия осуществляются в процессе воспитания и подготовки спортсменов. Иными словами, в оценке тренера выражается социальное и профессиональное «Я» спортсмена. Вот почему изучение системы «тренер-спортсмен», на наш взгляд, представляется важной педагогической задачей. Результаты исследования оценки тренера по типу «Идеал тренера - мой тренер», показали, что около половины /47%/ студентов-спортсменов дают высокую оценку своим тренерам. Однако необходимо отметить, что 1/3 из опрошенных спортсменов низко оценивают своих тренеров. При этом наибольшее расхождение наблюдается в оценке идеала и своего тренера по таким качествам как «любовь к профессии тренера», «умение руководить подготовкой», «социальная активность в жизни и спорте». Это заставило нас провести специальные исследования оценки тренеров по гностическому, эмоциональному и поведенческому компонентам. В основном оценка тренеров по этим компонентам достаточно благоприятна, тем не менее около 20% спортсменов низко оценивают тренеров в профессиональном плане, а 40% не удовлетворены ими в эмоциональном плане. Снижение эмоциональных оценок /тренер как человек, личность/ свидетельствует о том, что потребность в близких человеческих отношениях у данных спортсменов не удовлетворительна, и не исключено, что это результат конфликтов или невнимания тренера к личным делам, заботам и интересам спортсменов. Содержательный анализ указанных выше компонентов взаимоотношений спортсмена-тренера выявил следующее. Спортсмены наиболее высоко оценивают профессиональные качества тренеров / «тренер точно умеет предсказать результаты своих учеников», «тренер умело подводит меня к соревнованиям», «тренер всегда может дать разумный совет», «тренер хорошо знает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=