ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

30 Технологии профилактики деструктивного поведения различных категорий населения разрабатываются в рамках различных наук (медицины, психологии, педагогики, социологии). В мировой практике накоплен большой опыт формирования программ, рассчитанных как на работу со всеми детьми и подростками в учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, так и с «группой риска» в системе социально-поддерживающих учреждений. Наиболее известные программы профилактики – деструктивного поведения «Life Skills International» (США), в основе которой лежит программа формирования жизненных навыков; «Обучение здоровому образу жизни» (Англия), в структуру которой входит медицинская модель (информация об опасности психологических отклонений и определенного поведения), образовательная модель (система обучения эффективному поведению), модель самоусиления (поиск внутренних ресурсов на основе полученных знаний); программа «Спасибо, нет» (Польша), - обучение подростков эффективному поведению. Известные технологии профилактики деструктивного поведения могут быть обобщены в предлагаемой схеме ( Таблица 1). Таким образом, основой всех известных программ профилактики деструктивного поведения является развитие личностной компетентности по отношению к деятельности, обучение эффективному (совладающему) поведению, развитие личностных ресурсов, работа с социальной средой (занятость молодежи, ее досуг). Одной из эффективных технологий в рамках профилактики деструктивного поведения может быть, по нашему мнению, объединение психологических методик и занятий физкультурой и спортом в единую программу. Цель. Структурирование технологии целевого использования средств физической культуры и спорта в эффективной профилактике деструктивного поведения в подростковых группах риска. Методы. Объектом исследования является система учебно- воспитательного процесса по обучению футболу, предметом – технология профилактики деструктивного воздействия на юношей 13-15 лет, относящимися к группе риска по различным факторам. Использовались методы наблюдений: анкетирование, тестирования двигательных (быстрота, выносливость, ловкость, сила) и психических (фрустрированность, самооценка, раздражительность и др.) качеств, статистическая обработка материала ( X , m, R, t-критерий). Результаты исследования . Из 2500 учащихся старших классов было отобрано 200 юношей, попавших в так называемую «группу риска» по социально-биологическим, психологическим (фрустрированность, раздражительность, уступчивость, склонность к

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=