ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

212 послевоенные годы психолого-педагогические исследования проблем, связанных со здоровьем детей и молодежи (М.В. Антропова, А.А. Гжанский, В.В. Волкова, Н.К. Зверева, М.Е. Бурцева, И.И. Мильман, И.Б. Коростелев и др.) проходили в контексте теории всестороннего и гармоничного развития личности [2]. Предвоенный период нашей истории также отмечен работам, в которых рассматривается зависимость процесса формирования здорового образ жизни школьников от уровня развитости их сознания, от факторов воли (И.Т. Назаров, 1929; А.Е. Адрианова, 1941 и др.). В публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» (1929) И.Т. Назаров отводит учителю роль ответственного за воспитание в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым условием, как для формирования положительных целевых установок личности в отношении здорового образа жизни, так и для совершенствования адаптационных возможностей организма. Ученым предложены рекомендации по укреплению нервной системы ребенка, в частности через специальную систему гимнастических упражнений, улучшающих координацию и повышающих работоспособность. Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. все более прочные позиции в системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений завоевывает гигиенический аспект сохранения здоровья детей, что диктовалось объективной необходимостью этого периода. Однако, уже в 1960-х гг. в многочисленных исследованиях делается попытка привлечь внимание работников образования к вопросу о необходимости создания оздоравливающей атмосферы в школах и иных воспитательно-образовательных учреждениях (М.А. Антропова, 1958; А.А. Гджанский, 1965 и др.) В 80-е годы прошлого столетия появилось направление, связанное с изучением всех компонентов здоровья, в том числе и психологического, выявлением методов его активного формирования - валеология (от лат. valeo — «быть здоровым»). Данный термин был предложен И.И. Брехман для обозначения науки занимающейся «здоровьем здоровых людей». Однако, несмотря на основательные научные разработки этого направления, её обоснование как учебной дисциплины (Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Л.Н. Иваницкая, Д.М. Муравьева, Л.Б. Дыхан, А.Г. Трушкин, Н.Н. Мохнач и др.), оно получило резкую критику как со стороны Православной церкви, так и научной общественности (учебники по валеологии зачастую содержали спорный материал с эзотерическим, астрологическим содержанием, советами народной,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=