ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ 2017 Г.

206 страдания рассматривается «боль», а в психопатологии «отсутствие», т.е. невозможность чувствовать что-либо, в том числе и боль. «В медицинской парадигме неблагополучие рассматривается как физическая болезнь или боль… В феноменологически и экзистенциально ориентированной психотерапии боль не является противоположностью благополучия. Боль является неотъемлемой и непреложной частью жизни. Противоположностью благополучия является отсутствие» [7]. Следуя этой мысли, мы можем рассматривать болезненные состояния не иначе как формы проявления психической жизни личности, а отсутствие болезненных состояний – как психологическое не присутствие его в жизни. Многих исследователей привлекает вопрос о связи психических заболеваний и творчества. Ясперс размышляет об этом так: «Тот факт, что при психическом заболевании возникает творческая активность, естественно истолковать как освобождение неких сил, которые прежде были скованны. Болезнь снимает оковы. Бессознательное начинает играть большую роль, взрывая цивилизационные ограничения. Отсюда и близость к снам, к мифам и к детской психической жизни. Это представление об оковах и освобождении от них может иметь несколько смыслов. Наибольшей отчётливостью и наглядностью отличается картина явлений, возникающих при параличе. Если продукцию позднего Ницше понимать как порождённую его первоначальным духом, просто освободившимся от оков, то можно зайти очень далеко; но как раз тогда и почувствуется контраст по отношению к Ван Гогу и Гельдерлину. Мы полагаем, что здесь, скорее, чувствуются новые силы. Выше везде использовалась довольно необязательная картина пробуждения духа. Но опыт указывает на наличие такого духовного содержания, которого раньше не было. Это не только некая, быть может, усиленная возбуждением продуктивность, которая тоже приводит к открытию новых средств, входящих затем в общий художественный обиход, нет, тут появляются новые силы, в свою очередь приобретающие объективный характер – силы, которые сами по себе духовны и не являются сами по себе ни здоровыми, ни больными, но вырастают на почве болезни» [10]. Так болезнь, порождая новое или раскрывая раннее скрытое, потенциальное содержание, может неоднозначно влиять на личностный мир. Но даже если болезнь приводит к некой творческой активности, неизвестно в каком направлении пойдёт само творчество.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=