ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

84 тическая работа, направленная на пропаганду здорового образа жизни. Од- ним из важнейших факторов ведения здорового образа жизни является со- блюдение студентами режима дня, который устанавливает для студента определенный порядок поведения в течение суток. Установление режима дня позволяет студенту установить рамки своего поведения [1, c. 36]. Психологи рекомендуют, устанавливать студентам режим дня, ибо четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее проду- манного и разумно составленного распорядка дня поможет студенту выра- ботать у себя динамический стереотип. Организация рационального режи- ма дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного высшего учебного заведения (расписания занятии), оптимального исполь- зования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особен- ностей, в том числе и биоритмов [5, с. 89]. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свиде- тельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систе- матическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточ- ная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполне- ние самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, ку- рение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100 %, весьма значимо. Так, на режим сна приходится – 24–30 %, на режим питания – 10– 16 %, на режим двига- тельной активности – 15–30 %. Накапливаясь в течение учебного года, нега- тивные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5–6 лет обучения, то они ока- зывают существенное влияние на состояние здоровья студентов [2, с. 112]. Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по фи- зическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровитель- ным факторам. Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно- спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недоста- точная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавате- лями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты вы- деляют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление ал- коголем – 75,6 %, курение – 73,5 %, что отражает один из стереотипов про- паганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9 % студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3 % респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1 %; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностя- ми 7,9 %. В то же время напряженный режим учебного труда, как показы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=