ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

78 в состоянии динамичного равновесия развивающейся соматики, психики, личности как некой целостности, способной не только адекватно осущест- влять свое поведение в постоянно меняющейся окружающей действитель- ности, но и адекватно отвечать на вызовы связанные с драматизмом ста- новления личности. Проблема полноценного здоровья соотносима с кардинальными во- просами современной психологической и педагогической наук: Каким об- разом активизировать процесс саморазвития? В каких условиях возникает самодвижение человека к более высокому уровню саморегуляции своего поведения и деятельности? При ее разработке не обойтись без анализа ро- ли культуры и образования в сохранении здоровья. Человек в культуре это всегда вероятность, желаемость, ожидаемость. Она захватывает человека, но может и оттолкнуть (М. К. Мамардашвили) [приводится по 5]. Он волен принять или отвергнуть ее приглашение. Если же субъект принимает вызов культуры, то может случиться событие разви- тия, в результате которого он постигает ее идеальную форму, присваивает ее себе или превосходит ее. Культура становится его субъективной фор- мой. Она пронизывает человека позитивной энергией, позволяющей ему осознать и принять себя как некое единство, индивидуальность и тем са- мым запустить процесс оздоровления. Важно чтобы встреча индивида и культуры состоялась, чтобы случился акт событийности [12]. Произойдет или не произойдет эта встреча, во многом зависит от взрослого – посредника культуры, носителя ее ценностей. Именно в по- средничестве, а не назидательности, заключена тайна развития, то есть тайна формирования психологических новообразований посредством включения психологических орудий в виде культурных предметов знаков, символов в натуральные формы психических функций [5, 12]. Отсюда и очевидна здоровьесберегающая функция образования, которая, на наш взгляд, заключается в деятельностном приобщении ребенка к полноценно- му здоровью, как вышей ценности культуры. Она совпадает с педагогиче- ской сверхзадачей – содействие воспитаннику в выделывании себя челове- ком. Для этого необходимо перевести эту идею с языка психологической науки в педагогические термины, то есть конкретизировать в виде педаго- гических задач, требований, принципов, методов и т. д. [1, 5]. Вместо заключения. Педагогика должна стать наукой не об отсутст- вии, а о присутствии здоровья развивающегося человека. Ее первоочеред- ной задачей является изучение психолого-педагогических условий дости- жения воспитанником полноценного здоровья на разных возрастных эта- пах развития. Решение ее предполагает комплексный подход, при условии интеграции всех разделов и отраслей научной и практической деятельнос- ти, направленных на здоровьесбережение, включая: – осмысление феномена полноценного здоровья в контексте развития и саморазвития человека, как витальной асимметрии, с постоянным коле- банием между здоровьем и нездоровьем;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=