ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

77 туализацию человеком своего потенциала, включая формирование верного представления о себе, реализацию потенций, заложенных природой; стремления к гуманистическим ценностям, в том числе: принятие другого человека, стремление к автономии, наличие в поведении спонтанности, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству; стремления человека к постижению смысла жизни через его активное самоосуществление в кон- кретных ситуациях в виде малых и больших дел [8, 11]. Однако, при узкодисциплинарном подходе целостность, естествен- ность, динамизм, нетривиальность здоровья человека утрачивается. Возни- кает ощущение вынесенности феномена полноценного здоровья за рамки витального потока. Между тем, современное состояние проблемы здоровь- есбережения детского населения возможно только при условии интеграции всех разделов и отраслей научной и практической деятельности. Анализ сложившихся представлений с позиций различных научных онтологий позволяет сформировать некий обобщенный образ полноценно- го здоровья как динамичного нетривиального относительно равновесного естественного состояния единой иерархически организованной саморегу- лирующейся, саморазвивающейся биосоциальной суперсистемы под на- званием человек. Наличие физического здоровья, является предпосылкой позитивного приобщения человека к миру культуры, освоения ее ценностей и, как след- ствие психического развития [7, 9]. Психика ребенка нормально функцио- нирует и развивается в определенном диапазоне биологических (физиоло- гических) условий в ходе специфического взаимодействия человека с ок- ружающим миром, прежде всего, ее культурным пластом. В свою очередь своевременное психическое развитие благоприятно сказывается на психи- ческом здоровье детей. И, наоборот, в условиях депривации, то есть при ограничении взаимодействия с культурой, реализация ребенком возраст- ных возможностей психического и личностного развития происходит не в полной мере, возникают предпосылки для нарушений его психического здоровья (страхи, тревожность, психическое напряжение, комплексы, нега- тивные переживания, неадекватные реакции и пр.). Наличие психического здоровья в виде своевременного развития пси- хических процессов и механизмов, обеспечивает гармоничное, устойчивое функционирование единой психологической системы развивающегося че- ловека – основы психологического здоровья человека. На наш взгляд, холистическое восприятие и осмысление феномена здоровья человека невозможно вне категорий развития и саморазвития, понимаемого как перехода человека от одного вида саморегуляции к дру- гому более совершенному и адекватному по отношению к постоянно ме- няющимся условиям жизнедеятельности. Быть полноценно здоровым, по нашему мнению, означает не только обладать потенцией к развитию, но и проявлять активность по отношению к своему развитию, находиться,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=