ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

76 Р. Мосс-Моррис, Г. С. Никифорова, И. Розенстон, М. Цукерман и др. Про- блема разработки психолого-педагогических технологий формирования осознанного отношения к собственному здоровью исследовалась в работах В. А. Ананьева, Р. А. Березовской, Г. С. Никифорова и др. Представители педагогической науки свое внимание акцентируют на проблемах валеологического образования, разработке здоровьесберегаю- щих образовательных технологий, организации здоровьесберегающей дея- тельности в образовательных заведениях, валеологических службах, школах здоровья (Н. П. Абаскалова, В. К. Бальсевич, М. М. Безруких, Г. К. Зайцев, Л. И. Лубышева, Н. Н. Манжелей, Э. М. Казин, В. В. Колбанов, В. А. Виш- невский, Н. А. Голиков, Е. А. Демин, В. Н. Ирхин, В. Р. Кучма и др.). Узкодисциплинарный подход научных изысканий не позволяет выра- ботать целостную концепцию обеспечения полноценного здоровья детей в условиях образовательного учреждения. Наука, формируя альтернативный состоянию болезни прототип, следует путем дифференциации понятия здо- ровья на составляющие ее части: физическое, психическое, психологиче- ское здоровье, тесно связывая их с процессами развития и человека [1, 4, 9]. Физическое здоровье традиционно определяют как состояние орга- низма индивида, характеризующееся возможностями адаптироваться к раз- личным факторам среды, уровнем физического развития, физической под- готовленности, функциональными возможностями организма к выполне- нию физических нагрузок. В этом прослеживается понимание обусловлен- ности физического здоровья человека свойствами организма как единой саморегулирующейся саморазвивающейся системы, наделенной способно- стью к самообновлению, саморегулированию, самовосстановлению. К психическому здоровью относят психические процессы и механиз- мы, обеспечивающие гармоничное, успешное, устойчивое, гибкое полно- ценное функционирование единой психологической системы развивающе- гося человека. Психологическое здоровье рассматривают с точки зрения духовного начала, богатства развития личности человека, ориентации его на абсо- лютные ценности: истину, красоту, добро. Оно является производным от процесса его поэтапного приобщения к родовой человеческой сущности, саморазвития субъективности, совершенствования самобытия. Сущность психологического здоровья заключается в осознании и ак- тивном принятии развивающимся индивидом особенностей своей психики, личности, индивидуальности, который все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не на извне задаваемые нормы, а на личностно выработанные ориентиры. Особенность психологического здоровья заключается в противоречи- вой «мерцательной природе» личности человека. Здоровье и нездоровье соприсутствуют в виде противоборствующих тенденций и смысловых со- держаний, каждое из которых может преобладать в отдельные моменты жизни [2, 10]. Оно характеризуется в категориях развития через самоак-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=