ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

56 Особое значение приобретает осуществление оздоровительной работы с учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни у одной из самых незащищенных от воздействия окружающей среды категорий де- тей, школьников с задержкой психического развития (ЗПР), является акту- альной и недостаточно разработанной в современной педагогической науке. Применение у школьников с задержкой психического развития оздо- ровительных технологий особенно важно, так как часто трудности обуче- ния детей с ЗПР связаны с ухудшением функционального состояния орга- низма в процессе адаптации к учебным нагрузкам. В результате интенси- фикации учебного процесса учащиеся с ЗПР, более чем нормально разви- вающиеся сверстники, испытывают состояние нейроэмоционального на- пряжения. В связи с этим у школьников с ЗПР часто диагностируются бо- лезни регуляции (или дизрегуляции), основными представителями кото- рых являются нейровегетативные расстройства. Появление за последнее время целого ряда работ, посвященных проб- леме вегетативно-сосудистой дистонии, внесло большой вклад в развитие учения об этой патологии и определило содержание физической реабили- тации при данном заболевании [1, 3, 4]. Тем не менее, вопросы адаптивно- го физического воспитания учащихся с вегетативно-сосудистой дистонией остаются пока еще недостаточно разработанными. С целью улучшения функционального состояния учащихся с ЗПР с ве- гетативно-сосудистой дистонией средствами адаптивного физического воспитания было организовано исследование на базе муниципального спе- циального (коррекционного) образовательного учреждения для обучаю- щихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специ- альной (коррекционной) общеобразовательной школе № 16» (VII вида) г. Липецка. В исследовании приняли участие 6 школьниц с задержкой пси- хического развития 12–13 лет с вегетативно-сосудистой дистонией по ги- потоническому типу. В основу педагогического эксперимента, направленного на формиро- вание оздоровительно-тренирующего эффекта в отношении сердечно- сосудистой и нервной систем было положено положительное психофизио- логическое воздействие на организм йоговских асанасан и пранаям (Ю. Силков, 2013). Занятие по адаптивному физическому воспитанию состояло из трех функционально взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть (5–10 мин.) включала в себя дыхательные и общеразвивающие упражнения, основная часть (25–30 мин.) содержала разные комбинации йоговских асанасан и пранаям. В заключи- тельной части (5-10 мин) применялись дыхательные упражнения и упраж- нения на координацию и равновесие. Основная часть занятия начиналась с динамических техник: Сурья Намаскар и виньясы. Последовательность асан строилась с акцентом на

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=