ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

54 ления, памяти, воображения. В процессе обучения двигательным действи- ям принимают участие такие виды образной памяти, как двигательная, вестибулярная, память, связанная с запоминанием сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов и вестибулярного аппарата. Процесс освоения двигательных навыков представляет собой перво- начальное создание зрительного образа действия, основанного на наблю- дении, логическом осмыслении и кинестетическом опыте. За счет различ- ных ощущений и образов в памяти фиксируется интегральный образ физи- ческого действия, являющийся образцом для выполнения движений, про- граммой деятельности и оказывающий благотворное влияние на вестибу- лярную устойчивость, координацию движений и точность глазомера. В дальнейшем происходит смещение акцентов на смысловую сторону вы- полняемого действия и его творческое решение. Улучшение аналитической деятельности коры головного мозга воз- действует на изменение восприятия (становится осмысленным), повышает способность к пониманию структуры двигательных действий и точному воспроизведению движений. Хорошо развитое творческое мышление позволяет человеку нарисо- вать в сознании графический образ (модель) двигательного действия, соот- ветствующий природным возможностям двигательного аппарата человека. При хорошей физической подготовке и тренированности воображаемый образ движения совпадает с действительным. При недостаточном развитии творческого мышления или физической подготовленности возникает рас- координированность и несогласованность действий и образа. Хорошо раз- витое творческое мышление позволяет эстетически оценить и прочувство- вать движение, найти в движениях линию или траекторию с наименьшим сопротивлением этому движению. Такое мышление при хорошо развитом физическом теле позволяет достичь высоких результатов в выразительно- сти выполнения любого двигательного действия. Достижение уровня оптимального действия, когда движение стано- вится осознанным, выразительным и однозначно понимаемым другими, невозможно без введения в практику занятий по подготовке психофизиче- ского аппарата. Включение воображения и передача руководства всем дей- ствием более высокому уровню нервной системы осуществляется в тот момент, когда сформирован устойчивый двигательный навык. В этот мо- мент высший психический уровень становится ведущим (Н. П. Гуменюк, В. В. Клименко, Ю. Ф. Курамшин, К. С. Станиславский). Таким образом, развивая параллельно физические и психические ка- чества, можно повысить пластическую выразительность двигательных действий. Особое место в этом процессе играет включение в занятия фи- зическими упражнениями уроков актерского мастерства. Именно с их по- мощью достигается высокая степень эмоциональности, пластической вы- разительности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=