ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

52 внешности человека (жесты, позы, мимика, вокальные характеристики и т. п.) раскрыл перед исследователями множество тайн человеческого по- ведения. Еще в I в. до н. э. теоретик ораторского искусства Квинтилиан разработал теорию жеста, мимики, осанки, а также правила движения плеч, рук и головы, постановки дыхания и голоса оратора. Базой послужил не только ораторский опыт, но и основы риторики, становление которой про- изошло в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. Идеи Квинтилиан нашли свое продолжение и в наши дни. Первыми к изучению динамических выразительных компонентов обратились теат- ральные педагоги и режиссеры. Так впервые известным театральным педа- гогом и режиссером К. С. Станиславским был введен в практику уроков актерского мастерства термин «пластическая выразительность». По словам К. С. Станиславского внешность и ее оформление, отража- ются в мелкой моторике: мимике, взглядах, позах, жестах, прикосновени- ях. Они не существуют изолированно, находятся во взаимодействии, ино- гда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тренировка тела в любой профессиональной деятельности потенциально становится пред- метом интереса и внимания – прежде всего, как необходимый инструмент этой деятельности, который как отмечал К. С. Станиславский, должен со- держаться в порядке и быть приспособлен для ее выполнения. К. С. Станиславским создана стройная система воспитания драматиче- ского актера, которая явилась основой театральной педагогики, и включала в себя: 1) внутреннюю и внешнюю работу над собой; 2) внутреннюю и внешнюю работу над ролью. Внешняя работа над собой заключается в приготовлении телесного аппарата к воплощению роли и точной переда- че ее внутренней жизни. По мысли Станиславского – «...все элементы внешнего сценического самочувствия должны быть превосходно упражне- ны, подготовлены, для того чтобы сделать физический аппарат воплоще- ния, то есть телесную природу артиста, тонким, гибким, точным, ярким, пластичным...». Ученик К. С. Станиславского – В. Э. Мейерхольд, пытался выделить отдельную важнейшую проблему, связанную с телесностью. «Вы не имее- те права поступать на сцену, если у вас не сильные руки и ноги», – воскли- цал В. Э. Мейерхольд. Его студийцы осваивали разные способы ходьбы, бега, прыжков, жонглирования, изучали элементы акробатики, цирковой клоунады и т. п. Другой известный театральный педагог И. Э. Кох, ведя курс «Основы сценического движения» в Ленинградском театральном институте, в 1957 г., обращает внимание на крайнюю необходимость физического тренинга для будущего актера. «Если степень подготовленности к сценическому движе- нию отстает от запросов профессии, это, в первую очередь, результат низкого уровня психофизических качеств… У хорошо тренированных учащихся, в связи с изменениями сценической ситуации мгновенно рождаются соответ- ствующие приспособления для выполнения задания в новых условиях».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=