ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

42 Неограниченная свобода в игровой деятельности порочна прежде все- го с воспитательной точки зрения, что обычно приводит к усилению эгои- стических тенденций в поведении. В игре, конечно, очень важна определенная мера свободы как в приня- тии решений и выборе конкретных средств их реализации, так и в практи- ческом осуществлении соответствующих игровых действий. Но свобода не должна становиться самоцелью. Ее необходимо определенным образом контролировать и регулировать с тем, чтобы игровые действия всегда ос- тавались в строгих рамках общепризнанных всеми игроками условий и добровольно взятых на себя обязательств. Игры приобретают подлинно воспитательно-образовательную цен- ность лишь тогда, когда они специально отбираются, уточняются по со- держанию и оформляются именно в педагогических целях, в точном соот- ветствии с задачами воспитания. Значительное место в игровой деятельности человека занимают игры, в которых для достижения поставленных задач используются разнообраз- ные двигательные действия в форме ходьбы, бега, прыжков, метаний, ла- зания, переноски предметов, перелезания, приемов борьбы и других видов передвижения, преодоления препятствий и самозащиты. Именно эти игры, называемые подвижными, и применяются в качестве средств физического воспитания. Игровая деятельность в подвижных играх характеризуется более или менее сложным взаимодействием ее участников, и взаимоотношениями между ними. Наиболее существенными являются взаимоотношения: со- ревновательной борьбы и игрового сотрудничества. В результате проявления этих взаимоотношений процесс игрового взаимодействия приобретает изменчивый характер. Часто неожиданно, создаются новые условия, возникают новые условия, возникают новые си- туации и задачи игровой деятельности. Вместе с тем приходится менять также характер и приемы осуществления требуемых действий. Отношения между играющими в процессе соревновательной борьбы должны всегда укладываться в строгие рамки определенных норм поведе- ния, неизменно оставаться товарищескими. Каждый играющий обязатель- но должен руководствоваться принципами честной борьбы и неуклонно следовать заранее установленным правилам. На тех же основаниях това- рищества и честной борьбы необходимо строить также отношения взаим- ного сотрудничества. При этом главным мотивом должна быть общность стремлений коллектива. Только в результате такого подхода постепенно формируются и упрочняются ценные моральные качества личности (чув- ства коллективизма, товарищеского долга, чести и ответственности, дис- циплинированность, предупредительность, скромность), вырабатывается умение владеть собой, сознательно управлять своими переживаниями. Для подвижных игр характерно широкое использование ранее усвоен- ных двигательных умений и навыков. Иногда можно применять их в при-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=