ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

406 тема педагогических взглядов, обозначенных этими терминами, стали вос- приниматься как нечто абстрактное, принадлежащие истории отечествен- ной культуры и науки. При этом теоретические и методические идеи ан- тропологии как бы продолжают жить в виде «педагогики сотрудничества», «развивающего обучения», «педагогики отношений», что абсолютно недостаточно для проблем и практики, связанных с антропологией физи- ческого воспитания. К тому же, в отличие от общей педагогики, в образо- вательных стандартах и учебных планах подготовки специалиста по физи- ческой культуре нет предмета «Антропология». Модернизация физкультурного образования весьма слабо затронула именно эту ее часть, что не могло не отразится на подготовке специалиста, его мировоззрении и в целом на системе физического воспитания. Поиски в данной сфере образования, переосмысление устоявшихся стереотипов убеждают в необходимости создания дисциплины (возможно специально- сти или профиля) «Антропоспорткультура» и соответствующих антропо- логических технологий. Объектом данной дисциплины должны стать, су- ществующие в современной педагогической антропологии, отношения че- ловек-человек, предметом – ребенок как участник воспитательного про- цесса. Изучение отношений таким образом, будут отличается от коллекти- вистского человековедения, открывая подлинный облик ребенка и воз- можность получения знаний о человеке актуальных для физкультурно- спортивной педагогики. В связи с этим, предлагаемая нами дисциплина – «Антропос- порткультура» и связанная с ней совокупность предметов, представляет для теории и практики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры значительный инте- рес и выводит процесс подготовки специалиста на качественно более вы- сокий уровень по сравнению с существующим. Она изучает человека как индивида, как биосоциальное существо, выявляя динамические и энерге- тические особенности его психофзических процессов (сила, слабость, ко- ординация, лабильность, консервативность). В ее функции входят также генетические основы поведения и психики человека, закономерности из- менчивости и наследуемости индивидных свойств, влияние этих законо- мерностей на половозрастные проявления, психомоторные и интеллекту- альные способности. Перефразируя задачи целостного исследования объекта педагогич е- ской антропологии (Б. М. Бим-Бада), можно сказать, что одна из основ- ных задач антропоспорткультуры заключена в изыскании закономерных связей между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами «извне идущих» воздействий на него – целенаправленных и нецеленаправленных, преднамеренных и случайных, систематических и эпизодических. Таким образом, очевидно, что для физкультурно-спортивной области, особенно в системе физического воспитания, требуется «новый» педагог:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=