ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

405 культурно-спортивного движения и выхода Советских спортсменов на международную арену. В 1972 во ВНИИФКе создается лаборатория спортивной антропологии и морфологии, которая внесла достойный вклад для спортивных достиже- ний и победы наших сборных команд на олимпийских играх и мировых первенствах. В 70–80 г.г. прошлого столетия в исследованиях особенностей клима- то-географической адаптации сборной команды СССР, при перелетах в Монреаль, Калгари и другие пункты для участия в Олимпийских играх, нами были выявлены факты неодновременного приспособления спортсме- нов с разным типом конституции. У детей 3,5–7-летнего возраста выявлен сенситивный период форми- рования интегративных механизмов, обеспечивающих двигательную, пси- хомоторную и другие виды деятельности, по параметрам которой возмож- но судить о различных способностях ребенка и с этого момента целена- правленно формировать физический, психомоторный, функциональный, и иной потенциал его будущей деятельности. Таким образом, к настоящему времени накоплен объемный нау чный материал, позволяющий утверждать о зависимости проявления двиг а- тельных и психомоторных способностей от конституциональных особе н- ностей и их взаимосвязи с интеллектуальной и иной деятельностью детей и подростков. Необходимость антропологического образования специалистов по фи- зической культуре в 21 веке. В настоящее время к антропологическим зна- ниям («Спортивная антропология», «Педагогическая антропология», «Фи- зиологическая антропология», «Философская антропология» и др.) обра- щаются ученые и практики многих профессий. Однако, тревожным и не допустимым является то обстоятельство, что в меньшей степени этот цен- нейший материал используется представителями профессий, которым он нужен больше всего – специалистами физкультурно-спортивного профиля. Не элементарная ли безграмотность в этих вопросах является одной из причин того, что из года – в год возрастает количество заболеваний детей, участились случаи травм и заболеваний с летальными исходами при физи- ческих нагрузках у спортсменов и подростков, занимающихся спортом или физкультурой. Сегодня в общей педагогике антропологический принцип является одним из ведущих, а антропологическое знание – стержень профессио- нальной подготовки учителя. Развивается и сама педагогическая антропо- логия как отрасль человековедения (Б. М. Бим-Бад, Б. В. Емельянов, В. Б. Ку- ликов, Л. К. Рахлевская, В. А. Сластенин, Г. Е. Соловьев и др.). В 90-х гг. педагогическая антропология как отдельная дисциплина вошла в учебные планы высших педагогических учебных заведений Российской Федерации. В то же время, в силу ряда обстоятельств, в сфере физвоспитания тер- мины «спортивная антропология», «педагогическая антропология», и сис-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=