ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

404 идею антропоцентризма: в центре человек и через его познание можно выйти на другие области знаний о мире. Самостоятельной наукой, признанной как реальное научное человеко- ведение, антропология стала благодаря Чарльзу Дарвину (1809–1882) лишь в середине XIX в. Свои представления о человеке, его развитии, изучаю- щей его науке – антропологии Ч. Дарвин изложил в различных публикаци- ях, прежде всего, в основном труде своей жизни «Происхождении видов путем естественного отбора» (1859). С этого момента стали интенсивно проводиться исследования морфологических, анатомических, физиологи- ческих особенностей людей, живущих в разных климатических условиях, представляющих разные (преимущественно примитивные) культуры, на- роды и расы. Эти обстоятельства способствовали зарождению и развитию в России антропологии (А. П. Богданов, 1864; П. Ф. Лесгафт – 1837–1909 гг.), определили позицию К. Д. Ушинского («Опыт педагогической антрополо- гии», 1868–69гг.), который настаивал именно на антропологическом под- ходе к обучению ребенка, если мы хотим знать и обучать его во всех от- ношениях. В круг антропологических наук К. Д. Ушинский включал все науки, которые в той или иной степени изучают различные стороны чело- веческой жизни и деятельности: анатомию, физиологию и патологию че- ловека, психологию, логику, филологию, географию, статистику, полит- экономию, историю, включая и историю педагогики. Он был уверен, что только при таком тщательном изучении человека можно приобрести дос- таточно всесторонние сведения о человеческой природе. «Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике». Современная культурная антропология объединяет социальную и структурную антропологии, антропологическую школу в культурологии и другие научные направления. Все они отличаются социоцентризмом, т. е. признают приоритет культуры, общественных форм жизни над природны- ми предпосылками человеческого бытия. Термин «педагогическая антропология» появился в 60-е гг. XIX в. в России. Впервые его употребил Н. И. Пирогов (1810–1881) в своей ста- тье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содерж а- нием К. Д. Ушинский. Появление этого термина не было случайностью. Поиски в сфере образования, переосмысление привычных взглядов на воспитание детей представляло значительный интерес для российского общества того времени. Роль антропологической науки в современном спорте. Столь бу рное развитие антропологической науки предопределило открытие профиль- ных лабораторий, отделений при кафедрах анатомии и даже институтов. Так в 1922г. в МГУ создается институт антропологии. Несколько позже на кафедрах анатомии ГДОИФК, ГЦОЛИФК, первого Московского м е- дицинского института и Киевского института ФК проводятся антрополо- гические исследования, сыгравшие значительную роль в развитии фи з-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=