ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

403 В последние годы научными коллективами и отдельными учеными представлены разные концептуальные подходы к решению данной про- блемы (А. П. Матвеев,2001; В. И. Столяров, В. К. Бальсевич, В. П. Моче- нов, М. Я. Виленский), опирающиеся на основные принципы единства ду- ховного, физического и интеллектуального компонентов личности. Таким образом, физическая культура, составляющая важную часть культуры общества, исторически призванная обеспечивать рациональное физическое и культурное совершенствование человека (Л. П. Матвеев), направленное на подготовку его к трудовой и другим многообразным об- щественно значимым видам деятельности, сегодня в связи с инициацией таких процессов, не является мобилизующей и динамически направляю- щей формой для реализации разносторонних целей развивающегося обще- ства. Вместе с тем, необратимый процесс общественного развития объек- тивно создал предпосылки для накопления необходимых человекознаний, прежде всего, в области антропологии, в других областях науки и культу- ры, что предопределило их интеграцию и направления развития спортив- ной и физической культуры. Цель нашего исследования состоит: 1) в обосновании «кариотипа» (состава) и его функций дисциплины «Антропоспорткультура», антропо- логического подхода к интегрированию и дифференциации средств общей, спортивной и физической культуры; 2) на этой основе осуществление под- готовки нового специалиста, способного обеспечивать качественное здо- ровьеразвивающее спортивно-физкультурное обучение и воспитание в «парадигме» постмодернового периода. В основные задачи входит проектирование антропо-экобиоритмо- логической модели, инновационных адаптивно-развивающих физкультур- но-спортивных средств, фитнес-технологий и рациональное (на основе принципа ритма) их использование в режиме учебной деятельности. Эволюционные аспекты развития антропологии. Первое использова- ние термина «Антропология» восходит к античности (Аристотель, 4 в. до н. э.) для обозначения духовной стороны человеческой природы. По сло- вам Лесгафта уже древние греки имели представление о характере влияния физических нагрузок на организм человека и морфологические особенно- сти спортсменов. Флавий-младший (3 в. н.э.) дал морфологическое описа- ние спортсменов-олимпийцев того времени. Леонардо да Винчи (XV–XVI вв.) создал образ человека, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи возрождения. В физическом (и духовном) отношении этот образ отвечает требованиям и нашей эпохи. По Леонардо да Винчи внешне пропорциональное антропометрическое телосложение должно гармонизировать с гуманистическим и духовно- нравственным со- держанием человека. Для описания физического биологического строения тела термин «Антропология» вводится в 1533 г. (Капелла). Э. Кант (18 в.) заложил

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=