ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

4 Исходя из этого, мы предположили, что и готовность детей к началу сис- тематического школьного обучения изменилась как по срокам появления в онтогенезе, так и по качественным показателям. Поэтому мы посвятили нашу работу изучению школьной зрелости со- временных дошкольников г. Тулы в сравнении с аналогичными исследова- ниями, проведенными нами в 2005 г. В задачи исследования входило срав- нение психофизиологической и соматической готовности дошкольников 2005 и 2015 г. Объектом исследования в 2015 г. стали 94 воспитанника дошкольных учреждений г. Тулы. В аналогичном исследовании 2005 г. принимали учас- тие 77 дошкольников. Для оценки психофизиологической готовности использовали стан- дартный набор тестов Керна-Иразека на школьную зрелость, а для оценки физической зрелости определяли коэффициент соматической зрелости [6]. Статистическую обработку результатов эксперимента проводили с приме- нением критерия Стьюдента с помощью стандартной компьютерной про- граммы «Сигма-плот». В таблице 1 представлены в баллах результаты тестирования психо- физиологической готовности дошкольников 6–7 лет 2005 и 2015 гг. Чем ниже балл, тем выше уровень готовности детей к школе. Изучение координации движений руки по срисовыванию рукописной фразы, показало, что современные 6-летки лучше справляются с подобным заданием, чем в 2005 г. У 7-леток результаты практически не отличаются от результатов 2005 г. Дошкольники 6-ти лет обгоняют сверстников 2005 года и по коорди- нации движений руки при срисовывании группы точек. В группе 7-леток результаты практически не отличаются. Имеется некоторая тенденция к ухудшению результатов в целом по группе и у мальчиков. Изучение уровня развития второй сигнальной системы по созданному после словесной команды рисунку показало, что современные дошкольники и 6-ти и 7-ми лет отстают от сверстников, протестированных 10 лет назад. Отставание достоверно как в целом по группе, так и в группемальчиков. Этот тест косвенно характеризует речевое развитие, т.к. доступный уровень изобразительной деятельности и уровень развития речи в онтоге- незе совпадают [5]. С уровнем развития речи связан и уровень развития абстрактно-логического мышления, а стало быть, и интеллектуальная сфе- ра человека. Можно предположить, что такие негативные изменения по данному тесту связаны с тем, что в окружающей среде произошли какие-то измене- ния, которые повлияли на развитие мозга и становление речевой функции. Мы полагаем, что эти изменения коснулись, прежде всего, способов пода- чи информации: если раньше детям рассказывали сказки, читали книжки, объясняя и обсуждая прочитанное, то теперь преобладающим способом передачи информации стал компьютер, планшет, телефон, в которых мель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=