ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

398 сти. Например, «утренние типы» лучше работают в первой половине дня. Перемена стиля жизни, режима работы им дается с трудом. Одной из основных задач данного периода является повышение пси- хофизиологического тонуса и физической активности в соответствии с требованиями ритма учебной деятельности. Видами физической актив- ности, обеспечивающими деятельностное состояние и нервно-психичес- кую разгрузку учащихся, являются подвижные и спортивные игры, дыха- тельные упражнения активизирующего типа, танцевальная аэробика, эле- менты латиноамериканских танцев, глазодвигательная и психорегулирую- щая гимнастика. Результативность обучения в значительной мере зависит от того, насколько биоритмологическая активность вписывается в приня- тый образовательным заведением ритм учебного процесса. Как уже отмечалось, в суточной периодике наиболее высокий подъем активности происходит в 11–13,5 часов и с 16 до 17, 5 часов. В светлое время дня самый низкий уровень работоспособности приходится на 14.00 – 16.00 часов. Поэтому, если обучение выпадает на эти часы, то во втором случае лучше ограничиться кратким и достаточно интересным материалом или по- вторением по индивидуальному заданию. Физические (особенно сложные), технические виды работ сократить до минимума или вовсе исключить. Необходимо учитывать биоритмологические типы учащихся. При изучении умственной работоспособности у школьников (15–16 лет) с ут- ренним типом было выявлено статистически достоверное повышение про- дуктивности корректурной работы в интервале 11–12.00 ч, в то время как у учащихся вечернего типа максимальный уровень работоспособности от- мечался в 16 часов. Вместе с тем, имеются наблюдения и исследования{4,7,8}, свидетель- ствующие о том, что длительное смещение распорядка суток изменяет сте- реотипность биологического ритма, что в той или иной мере отражается на психофизической активности человека. Такая перестройка суточного рит- ма имеет определенную психофизиологическую цену, однако она необхо- дима в учебных заведениях, где в образовательном процессе участвуют субъекты без учета их разделения на биоритмологические типы. Заключение. По всей вероятности, формирование нового биоритмоло- гического профиля (в соответствии с текущими потребностями) является, с одной стороны – своеобразной биологической защитой организма от воз- действия неблагоприятных факторов, с другой – эффективной формой обеспечения жизнедеятельности в условиях больших объемов учебных и социальных нагрузок в экстремальных условиях окружающей среды. Видимо пришло время решать вопросы о реконструкции ритма учебной деятельности при адекватном использовании личностно-ориентированных современных технологий в структуре сбалансированного рационального чередования интеллектуальных, нервно-психических, эмоциональных и физических нагрузок. Частично такая закономерность уже заявляет о се- бе в фило- и онтогенезе человека.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=