ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

397 ческую и интеллектуальную сферы. Одной из основных задач данного пе- риода является повышение психофизиологического тонуса и физической ак- тивности в зонах умеренной и большой интенсивности. Видами физической активности, обеспечивающими деятельностное состояние и нервно-психи- ческую разгрузку учащихся, являются занятия: игровым лыжным спортом, подвижными и спортивными играми, дыхательные упражнения активизи- рующего типа, глазодвигательная и психорегулирующая гимнастика. Значительные изменения в природной среде происходят весной, когда в результате увеличения солнечной активности изменяется геомагнитное поле, происходит барическая перестройка атмосферы, претерпевает изме- нение ход всех метеофакторов. Соответствующим образом меняется ак- тивность психофизиологических систем, в частности, нервно-психической и сердечно-сосудистой систем. Возрастает величина максимального и ми- нимального АД, увеличивается ЧСС. Вместе с тем, повышается активность и устойчивость внимания, увеличивается объем механической памяти. Од- нако такая устойчивость, как правило, бывает непродолжительной, поэто- му от педагога требуется изобретательность в использовании средств и ме- тодов обучения. Следует иметь ввиду, что для этого периода характерно удлинение светлого времени суток, часов солнечного сияния, геомагнитная обста- новка нередко от слабовозмущенной (KI = 3) переходит к «возмущенной» (KI =4). В связи с этим у детей проявляется гиперактивность: они возбуж- дены и находятся в состоянии повышенной психофизической активности, невнимательности и импульсивности поведения. Для нивелирования отри- цательных состояний и на уроках физической культуры, и в валеологиче- ских паузах, других занятиях включать упражнения специальной адаптив- ной направленности (особенно это касается утренних и промежуточных биоритмологических типов): Для рассмотрения распределения нагрузки (материала) в недельном цикле, можно обратиться к третьей (зимней) четверти обучения, когда дети приходят в школу после зимних каникул. Это период пролонгированного, но сниженного напряжения (активности) афферентных систем, опреде- ляющих уровень не только рефлекторных, но и вербальных, а также анали- тических решений. По сравнению с другими сезонами, у детей снижается внимание, объем механической памяти. Исследование недельного ритма работоспособности показывает, что в понедельник организм детей как бы врабатывается после выходных дней. Максимум работоспособности наблюдается к середине недели, в пятницу накапливается усталость, утомление, работоспособность падает. В образовательных учреждениях обычно рекомендуют уменьшать ра- бочую нагрузку в понедельник и пятницу. Принято считать дни активных действий – вторник, среда, четверг. Однако эти общие закономерности скрывают многообразие индивидуальных особенностей биологических ритмов. Не все люди испытывают одинаковые колебания работоспособно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=