ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

396 Б) влиянию эколого-метеопогодных факторов – фенотипическая адапта- ция; В) влиянию социальных факторов – социальная адаптация. В связи с этим, для купирования негативных реакций, обеспечения благоприятного развития управляемого адаптационного процесса, повы- шения уровня функциональных возможностей, необходимы: согласован- ный биоритмологический учебный процесс и направленное (с учетом внешнего воздействия) использование фитнес-упражнений, которые вно- сят существенные корректировки (улучшение) в деятельность физиологи- ческих систем и работоспособность детей. Нами составлены примерные (общие) модели учебной деятельности, в основу которых положен принцип ритма учебного процесса с учетом особенностей биоритмологического типа от дневного до годичного циклов обучения. Годичный период обучения мы представляем в виде четырех), четко определяемых в природе и у человека, циклов (ритмов) активности. Ранняя осень. После каникулярного периода дети (студенты) возвра- щаются в учебные заведения достаточно отдохнувшими, функционально восстановившимися. Отдых – это время переключения на другие объекты и виды деятельности, что создает потенциал для активного «поглощения» материала, особенно любимых предметов. Поэтому в первый-второй меся- цы осени целесообразно интенсифицировать сложные, но интересные (же- лательно индивидуально) задания, периодически меняя категории сложно- сти и формы занятий, при начальном анализе пройденных разделов. Поздняя осень и начало зимы характеризуются изменением фаз фото- периодичности суток. Начинать занятия приходится при искусственном освещении. Если «жаворонки» (утренний тип) относительно легко встают, они активны и легко справляются со сложными заданиями, то «совы» (ве- черний тип), в противоположность «жаворонкам», с трудом просыпаются, апатичны, малоактивны. Им тяжело настроиться на учебный ритм дня и сложный материал они усваивают с трудом. Важно при этом перестроить занятия с обязательным включением в их структуру активных психофизических средств и индивидуальной траекто- рией домашних и дистанционных заданий с учетом биоритмологического типа учащихся. Соответствующие изменения должны произойти в содер- жании занятий по физической культуре и валеологических паузах на тео- ретических занятиях. Сюда могут быть отнесены: дыхательные упражнения активизирую- щего типа, танцевальная аэробика, элементы латиноамериканских танцев, глазодвигательная и психорегулирующая гимнастика. Зимний период, по оценкам ряда специалистов, характеризуется ана- болическими процессами в организме, когда накопление преобладает над расходом энергии. Это время, когда большая часть детей физически мало- активна, больше проводит время у телевизора или компьютера, мало бы- вают на свежем воздухе. Такая вялость в физическом отношении соответ- ствующим образом передается (исходя из целостности системы) на психи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=