ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

395 сти. Таким образом, перепады метеопогодных у словий и даже отдельных их элементов оказывают существенное влияние на клеточном и систе м- ном уровне организма человека. С целью определения особенностей хронофизиологических изменений проведены исследования в условиях Норильского региона, где человече- ский организм подвержен воздействию полярных климатических, фотопе- риодических, геофизических и других факторов природы. Выявлено, что в условиях распорядка дня, принятого в гимназии (в которой проводилась экспериментальная часть исследования), других общеобразовательных учреждениях Норильска, вследствие недосыпания у 55,6 % респондентов наблюдается сонливость на первом-втором уроках, подавленное настроение, некоторые психосоматические проявления, что свидетельствует о переутомлении подростков и временном снижении ум- ственной работоспособности. В период полярной ночи наиболее трудно включались в учебный процесс: после выходных дней – 60 % школьников, в субботу, в результате нарастающего утомления – 40 % учащихся. Следу- ет отметить в ряде случаев схожесть реакций организма подростков, про- живающих в Тульском регионе (при параллельном исследовании), на од- нотипное изменение геомагнитной и метеопогодной обстановки. Современный человек встречается с совокупностью явлений среды, имеющих природный, технический, социальный экономический характер и каждое из этих явлений выступает перед ним как система – организаци- онное целое с территориально выраженной иерархией. Приспособление организма (адаптация) осуществляется за счет пре- образования территории и физиологических механизмов, включающих из- менение морфофункциональных, социально-поведенческих отношений и может заканчиваться либо состоянием достаточной адаптированности, либо дезадаптацией и болезнью. В свою очередь человек как подсистема, также может быть представ- лен несколькими иерархическими (взаимосвязанными) системами, разли- чающихся: по биологическому признаку (пол, возраст, тип конституции и т. д.), социальному статусу (семья, учебный или рабочий коллектив и т. д.), характеру расселения (городское или сельское население), специ- фики выполняемой работы, уровню значимости социальной, производст- венной и иной деятельности. Преподавателю необходимо ориентироваться в направленности адап- тивных реакций. Прежде всего, необходимо знать механизмы и формы проявления фенотипических реакций Фенотипические (ненаследственные) изменения происходят при смене привычных или новых условий на ста- рые. Эти реакции призваны сохранять равновесие и названы компенсатор- ными. Некоторые авторы называют их феноакклиматизацией. Результаты исследования позволили установить, что в условиях по- стоянного местожительства функциональное состояние школьников под- вержено: А) сезонным изменениям: феногенотипическая адаптация;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=