ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

394 да, человек – общество в его историческом развитии [4,6]. Одна из этих подсистем – объект (природа, общество, техника), является средой для дру- гой – субъекта, которым при антропологическом подходе может быть толь- ко человек. В общем виде антропоэкобиоритмологическая здоровьеразви- вающая система (модель), формируемая как одним человеком, так и отдель- но взятым образовательным учреждением может быть представлена схемой. А – «внутренняя» среда образовательного учреждения: 1–2 – иннова- ционный биоритмологический учебный процесс; 3–4 – средства и иннова- ционные технологии в соответствии с психофизиологическими особенно- стями детей; 5 – адекватные учебно-педагогические условия учебной дея- тельности; 6 – благоприятный социально-психологический климат в обра- зовательном учреждении; 7 – критерии функционирования АЭБ модели: а – уровень здоровья обучающихся; б – уровень психофизического состоя- ния; в – адаптоспособность учащихся; г – уровень социальной адаптации и социального здоровья. Б – основные факторы «внешней» среды, непосредственно влияющие на образовательный процесс и состояние здоровья: 8 – природно- климатические факторы; 9 – антропо-экологическая обстановка; 10 – дея- тельность социально-культурных групп; 11 – ориентация в информацион- ных потоках; В – гео-гелиокосмические факторы, влияющие на человека. Проведенные нами исследования в зоне умеренного, благоприятного для организма климата, позволили установить, что в условиях постоянного местожительства функциональное состояние наблюдаемых школьников подвержено сезонным колебаниям. Наиболее значительные изменения происходят в весенний период. Специфика и характер используемых фи- зических упражнений вносят существенные корректировки в деятельность физиологических систем и работоспособность, которые соответственно отражаются в сезонной динамике. У подростков, занимающихся спортом, выявлены достоверные вел и- чины коэффициентов корреляции между температурой воздуха, с одной стороны, и температурой тела, АД, частотой дыхания (ЧД), п отреблением кислорода (ПО2), КИО2, – с другой. Отмечена обратная зависимость ме- жду суммарным метеопогодным индексом (Еi) и вр еменем двигательной реакции (r = –414). В этих же климатических условиях, но при суммарно измененном (повышенном) метеопогодном индексе (Еi) получены корр е- ляты, свидетельствующие о дисбалансе функций организма. Так уровень связи Еi с гемоглобином составил: r = –0,621 (p < 0,05); с мочевиной кро- ви – r = 0,743 (p < 0,01); с МВЛ (максимальная вентиляция легких) – r = –0,624 (p < 0,05); с температурой тела – r = –0, 785 (p < 0,01); ЧСС по- сле стандартной нагрузки – r = 0,686 (p < 0,05). Аналогичным образом, на уровне средних и выше средних значений зарегистрированы коэффици- енты по показателям калия и натрия слюны, времени двигательных и ск о- ростно-силовых реакций. Данные изменения сопровождались существе н- ным понижением уровня специальной и общей двигательной деятельн о-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=