ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ
393 ворит П. К. Анохин [3], воздействуют на человека не в простой последова- тельности, а ритмически повторяющимися явлениями и процессами. Это смена дня и ночи, сезонов года, приливов и отливов и т. д. Подобная рит- мичность нашла свое отражение в биологических ритмах, в значительной мере совпадающими с геофизическими циклами. Ритмическая активность – фундаментальное свойство живой материи [2,4]. Биоритмическая организация обмена Человека с окружающей средой во времени – один из основных механизмов адаптации живых систем к циклическим воздействиям внешней среды [3,6]. Классификация биоритмов основана на признаке величины периода (частоты): ритмы высокой частоты с периодом до 30 мин; ритмы средней частоты – с периодом от 30 мин. до 60 часов; ритмы низкой частоты с пе- риодом 7, 21, 30 дней, год и более. Наиболее изученным считается суточ- ный (циркадианный) биологический ритм человека с несколькими подъе- мами активности в течение суток, самые высокие из которых наблюдаются в 11–13,5 часов и с 16 до 17, 5 часов, что необходимо учитывать в процессе учебной, спортивно-физкультурной и иной деятельности [7,8]. Кроме это- го, нужно иметь ввиду типы биоритмов (утренний, вечерний, промежуточ- ный) и в связи с этим характер протекания суточных ритмов: нормальный, уплощенный, смещенный и парадоксальный. Человек как Микрокосм постоянно обменивается с окружающей сре- дой информацией, энергией и веществом: дыхание, питание, движение, психо- и биоэнергоинформационный обмен [5,10]. Оптимизация этого об- мена способствует упорядоченности системы, что является одним из под- ходов к оздоровлению. Для сохранения и развития здоровья необходимо вписываться во временную организацию жизни, учитывая биоритмы, рит- мы природной и социальной среды [9]. Доказано, что нарушение биорит- мов коррелирует со снижением уровня здоровья [2,4]. Цель нашего исследования состоит в обосновании проектирования ан- тропо-экобиоритмологической модели, призванной осуществлять качест- венное здоровьеразвивающее обучение и физическое воспитание. В основные задачи входит разработка инновационных адаптивно- развивающих физкультурно-спортивных средств, фитнес-технологий и ра- циональное (на основе принципа ритма) их использование в режиме учеб- ной деятельности. Методы коррекции, профилактики и активного использования инно- вационных средств составляют современную технологию здоровьеразви- вающего обучения. По-видимому, многое в этой проблеме еще ждет своего решения, однако уже сегодня необходима разработка основных направле- ний, принципов и методик, обеспечивающих в конечном итоге реализацию задач оздоровления и психофизического развития. Научные исследования и связь с и практикой. Связи и взаимоотноше- ния человека с окружающей средой сложны и многообразны. Они форми- руются в системы из двух взаимодействующих подсистем: человек– приро-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=