ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

386 На кафедре теории и методики базовых видов физического воспитания Педагогического института физической культуры и спорта (ПИФКиС) ГБОУ ВО МГПУ разработаны и применяются два блока упражнений, входящих в систему подготовительных и позволяющих тестировать плавательную предрасположенность неумеющих и слабо плавающих студентов с целью выбора наиболее доступного способа плавания для начального изучения. На начальном этапе обучения помимо формирования базовых плава- тельных умений и навыков (выдохи в воду, направленные движения руками для формирования индивидуального положения гребущей плоскости, скольжения) проводится тестирование плавательной предрасположенности, выявляются склонности к освоению той или иной техники спортивного (прикладного) плавания. Студентам предлагаются тесты для выбора ком- фортных положений: рабочей позы пловца на груди, спине, боку (основные упражнение – лежания на груди и спине, скольжения); удержания стоп при рабочих движениях ногами (в опорных и вариативных безопорных положе- ниях осуществляется фиксация расслабленного положения стоп «плавни- ком» и стоп развернутых наружу и взятых на себя– «клюшкой»); координа- ционные тесты для выявления наиболее удобных движений ногами попере- менного или одновременного характера (основное упражнение – ныряние на дальность, а также выполнение любых движений ногами для обеспече- ния продвижения при потере скорости в конце скольжения). Переход к освоению довольно сложных по координации спортивных способов плавания непосредственно после изучения достаточно простых подготовительных упражнений представляет большую проблему. Поэтому для облегчения данного перехода нами предложен дополнительный этап обучения – освоение плавательных движений, сходных со спортивными способами плавания, и выполняемых в безопорном положении, как прави- ло, на задержанном вдохе. Изучение данных упражнений позволяет: • продолжить адаптацию к водной среде; • снизить монотонность обучения циклическим движениям, разнооб- разить учебный процесс; • освоить траекторию и положение основного гребущего звена– кисти; • повысить уровень функциональной, двигательной, плавательной подготовленности, создать вариативную плавательную базу, за счет вы- полнения упражнений в безопорном положении, позволяющем оценить эффективность каждого движения; • продолжить выявление склонностей к освоению наиболее доступно- го способа плавания для начального изучения: осуществить выбор «сво- его» гребка руками и движения ногами, определить наиболее удобную каждому студенту координацию в процессе сравнения различных спосо- бов плавания. Дополнительный этап состоит из трех групп. 1-я группа упражнений – движения руками, структурно схожие с аналогичными движениями в спортивных способах плавания, знакомят обучаемых с криволинейной

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=