ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

385 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОГО УРОВНЯ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О. Ю. Савельева, кандидат педагогических наук, доцент ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва, Россия) Общеизвестно, что педагогический процесс необходимо строить со- гласно принципам дидактики, среди которых принцип доступности, на наш взгляд, является основополагающим. К сожалению, в системе массового обучения плаванию, как правило, не учитывается индивидуальная плава- тельная предрасположенность занимающихся: всех обучают одному, реже двум способам плавания, как правило, кролю на груди или кролю на спине. Приоритет кроля на груди объясняется простотой координации, схожей с ходьбой, и его скоростными достоинствами; кроль на спине также коорди- национно прост, предполагает возможность отдохнуть в заплыве, и не тре- бует формирования сложного навыка выдоха в воду. Учитывая широкое прикладное значение брасса, некоторые специалисты считают, что всех без исключения изначально надо обучать именно этому способу; другие в осно- ву обучения кладут технику облегченных способов плавания. Однако при изучении кроля на груди часто возникает проблема согласования движений и дыхания; плавающие только на спине не могуториентироваться, а отсут- ствие навыка выдоха в воду создает угрозу захлебывания; при освоении брасса у многих появляются трудности согласования движений и удержа- ния стоп в стороны и на себя при хлыстообразном гребке ногами; а облег- ченные способы плавания весьма неэффективны. В середине 60-х годов прошлого века Н. А. Бутович с соавторами совершенно справедливо, на наш взгляд, указал на необходимость ориентации системы массового обучения плаванию на индивидуальные особенности занимающихся с учетом их ин- тересов, комфортности положения тела на спине или груди; склонностей к одновременным или попеременным движениям ногами. Вопрос индивидуа- лизации обучения плаванию актуален и на сегодняшний день. Данная про- блема стоит и перед преподавателями плавания физкультурныхвузов, по- скольку из-за отмены вступительного экзамена по плавательной подготов- ленности на первый курс поступает слабо плавающая или не умеющая пла- вать молодежь, а в стенах вуза целью подготовки бакалавров по дисциплине не «Теория и методика плавания» является подготовка высококвалифици- рованного педагога-технолога, имеющего соответствующую плавательную подготовленность, знания и практические навыки осуществления учебного процесса по плаванию с любыми возрастными контингентами, обеспечи- вающего безопасность обучаемых и умеющего решать спортивные, оздоро- вительные и прикладные задачи средствами плавания.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=