ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

351 физическое воспитание содействует развитию общественно значимых черт характера, социальной активности, оказывает влияние на формирование духовного мира, нравственное и эстетическое развитие личности студента. Гуманистическая психология и соответственно педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью учащегося, ее индивидуальностью. В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. И это важно осознать. Если при традиционной системе образова- ния преподаватель вместе с учащимися были основными и наиболее ком- петентными источниками знания, а учитель являлся к тому же контроли- рующим субъектом познания, то при новой формуле образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на кон- троль знаний и умений учащихся, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечаю- щиеся трудности в познании и применении знаний. Важнейшая цель физического воспитания студенчества – формирова- ние физической культуры личности. Образование в вузе должно быть ори- ентировано на воспитание студента как субъекта собственной физической культуры. Для этого необходимо создать условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, самопознания и самооценки, обучения и самообразования. Одним из важнейших критериев, позволяющих судить о реальности такого образовательного процесса, является достижение лич- ностью состояния, при котором реализуются ее индивидуальные и соци- альные процессы, получающие отражение в самоорганизации личности, в возможно полном самовыражении в социокультурной и профессиональ- ной деятельности, в потребности и возможности самосовершенствования, достижения эффективного самоуправления. Немаловажную роль играют процесс самовоспитания – это деятельность человека, направленная на из- менение своей личности. Самовоспитание, наряду с подражанием и само- образованием, является одним из путей самосовершенствования человека. Но для этого необходимо знать, что надо совершенствовать. Эти знания о себе студенты получают извне – от педагогов, родителей, товарищей и путем самопознания. Познание человеком самого себя возможно лишь при общении с другими людьми, в процессе совместной практической дея- тельности. Именно в этом и проявляется ведущая роль педагогов физиче- ской культуры. Сущность педагогического процесса – становления студента как субъ- екта физической культуры, характеризует способность личности в самоор- ганизации, саморегуляции, осуществления себя как субъекта деятельности, проявления в ней активности. Присвоение студентами ценностей физиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=