ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

343 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ МИНИ-ФУТБОЛОМ И. В. Полякова, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) В. Ю. Трусиков, студент ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) За последние годы состояние здоровья детей и подростков в нашей стране катастрофически ухудшилось. Наиболее уязвимы дети, переходя- щие из начальной в основную школу, что может быть связано с: – возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки; – выходом на первый план фактора оценки, отныне призванного иг- рать главную, если не определяющую роль, в самоконтроле ребенка и кон- троле со стороны родителей за его успеваемостью; – усложнением характера взаимоотношений «учитель – ученик» и межличностных отношений внутри класса с увеличением риска возник- новения конфликтных ситуаций. Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоро- вья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с ис- пользованием здоровьеразвивающих технологий. По мнению Н. В. Никитина, на сегодняшний день существует не- сколько направлений здоровьесберегающей деятельности, нашедших свое отражение в педагогических технологиях: – создание авторских программ по учебным предметам естественно- научного цикла, ориентированных на углубленное изучение биологиче- ских основ оздоровительного влияния физических упражнений на орга- низм школьника; – усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физ- культурой и спортом; – разработка технологий оздоровительной работы со школьниками (за счет нового режима деятельности, адекватного потребностям детей в вос- становлении и отдыхе; рационального питания); – рациональное использование материально-технических ресурсов и финансовых средств в здоровьесберегающих целях. Здоровьесберегающие технологии в школе реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, личностно-развивающих ситуаций. Предполагается активное участие самого обучающегося в освоении куль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=