ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСТИТАНИИ И СПОРТЕ

335 Значимость рассмотрения проблемы содержания интеллектуальных способностей также связана с тем, что процесс реализации ключевых ви- дов спортивной подготовки – физической, технической и тактической (общей, специальной и специфической направленности) – имеет свой те- заурус, тогда как предметное поле интеллектуальной подготовки реализу- ется через содержание представленных выше видов подготовки на этапах реализации операции, действия, деятельности и активности. При этом со- держание интеллектуальной подготовки в ходе ее первичного освоения, или ознакомления с целями и задачами, формирует информационную ос- нову, обеспечивающую развитие направленности подростка на освоение способов оптимизации деятельности средствами не только физических и функциональных, но и интеллектуальных ресурсов личности. Далее ин- теллектуальная подготовка встраивается в процесс всех видов спортивной деятельности (собственно соревновательной и подготовительных к ней: игровой, коммуникативной, учебной, контролирующе-оценочной, трени- ровочной, восстановительно-рекреационной, рефлексивной и организаци- онной), выступая технологическим и смысловым аспектом повышения их эффективности и экономизации, при этом «в организации деятельности подростка важен принцип информационной достаточности, который по- зволяет юному спортсмену принимать адекватные решения и целесообраз- но организовывать деятельность» [10], в том числе – посредством реализа- ции выделенных качеств и способностей. Таблица 1 Особенности реализации интеллектуальных потребностей подростка в видах интеллектуальных способностей на различных этапах спортивной деятельности Некоторые интеллектуальные потребности и запросы Интеллектуальные способности, интеллектуальные стили, сопряженные с ними качества, обеспечивающие решение интеллектуальной проблемы Этапы спортивной деятельности (ЭСД): 1. этап мыследеятельности продемонстрировать направленность сознания на выполнение предстоящих соревновательных задач [6] мотивация на качество процессуальных атрибутов деятельности; сформированность ценностно- мотивационной сферы – сформированность личностных смыслов деятельности; целеполагание; концентрация внимания на структуре деятельности; классификация; способность к оперированию вербальными понятиями; рационализация содержания установки; отбор основных опорных пунктов; автономность; целеустремленность; сформировать мотивацию достижения мотивация на качество процессуальных атрибутов деятельности; способность к абстрагированию; способность к деятельностному проектированию пути развития ситуации; способность к достраиванию образа движения и поведения; к построению плана деятельности; вербализация; смелость (социальная); целеустремленность; настойчивость;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=